Лесь Курбас

    

     
  Выдающийся режиссёр, актёр, драматург, публицист, переводчик, Александр Степанович  (Лесь) Курбас жил и трудился в Харькове с 1926 по 1933 годы.

Именно здесь расцвёл его талант режиссёра-новатора, теоретика и педагога. Он создал свой театр «Березиль»

 
     
  
Александр Степанович(Лесь)Курбас.1918 год
   
     
  (по-старославянски  - «Март»), который известен ныне всему миру, как начало весны современного театра. А самого Курбаса считают, и не случайно, едва ли не первым театральным авангардистом. Его юбилейные даты отмечаются по решению ЮНЕСКО во всем мире.
     
  На сцене «Березиля» Курбасом были осуществлены оригинальные постановки пьес, вызывавшие горячий интерес у зрителей и острые дискуссии в театральных кругах. Курбас принимал активное участие в культурной жизни: преподавал в музыкально-драматическом театре, выступал как театральный критик и публицист в газетах и журналах. В октябре 1933 года он был обвинён в идеологических ошибках и отстранён от художественного руководства театром. А вскоре его арестовали. Расстрелян Курбас в 1937-м. И могила его на Соловках неизвестна и поныне.

На фасаде здания Харьковского театра имени Шевченко несколько лет назад была открыта мемориальная доска с указанием, что здесь работал великий деятель украинской культуры Лесь Курбас.

 
    
  
В начале 1916 года до сторонников идеи создания нового украинского театра в Киеве дошёл слух, что Н.К.Садовский пригласил в свою труппу молодого западноукраинского актёра из Галичины Александра Курбаса, чтобы заменить И.А.Марьяненко, который труппу собирался оставить. Внимательно и придирчиво следили они за дебютами Курбаса с 18 марта 1916 года: если крестьянские образы в исполнении Курбаса стали причиной столкновения мнений, то Збигнев (в "Мазепе" Ю.Словацкого) и Хлестаков (в "Ревизоре" Н.Гоголя) были признаны безукоризненными.

Искатели новаторского театрального искусства почувствовали в нём именно такого актёра, у которого есть чему поучиться, на которого следует равняться. Кроме того, они разузнали, что он родом из знаменитой галицкой актёрской семьи Яновичей, закончил Тернопольськую гимназию, а высшее историко-филологическое образование получил в Венском и Львовском университетах, знает восемь языков и хорошо играет на рояле; также стало известно, что он имеет опыт актёрской и режиссёрской работы, трудился в Львовском театре "Русская беседа" и в знаменитом Гуцульском театре Гната Хоткевича, основал общество украинских актёров "Тернопольськие театральные вечера"; но самым важным было то, что он изучал историю и теорию мирового театрального искусства, видел немало постановок в немецких, польских, австрийских и других театрах.

Начало встречам с Курбасом было положено деятельной энтузиасткой, обладающей взрывным темпераментом, - Полей Самойленко: она пригласила его на очередное заседание "двенадцатки" пионеров студийных начинаний, ядро которой составляли студенты и выпускники музыкально-драматической школы Н.В.Лысенко. Первая встреча (16 мая 1916 года) затянулась далеко заполночь, фактически превратившись в дружескую взаимоисповедь, взаимопроверку и взаимоиспытание. Она была наполнена откровенной симпатией, молодёжным азартом, весёлостью, остротами, юмором, а главное, глубоким смыслом. Недозрелая студия молодых энтузиастов с неизрасходованным потенциалом творческих поисков, которая не имела ещё ни организационного, ни материального основания, обрела главное: своего руководителя.

Начались ежевечерние встречи и напряжённая студийная работа. Вначале на квартире четы Мануйлович-Бондарчук (ул. Мариино-Благовещенская, 34), потом в арендованном помещении шорной мастерской на Караваевской, 29, которая каждый вечер превращалась в храм Мельпомены: отодвигались машины к мокрым стенам, выносился мусор, добротно вымывался пол, ставился огромный, ведра на три, самовар. Каждый студиец, поспешая на занятия после работы, приносил к общему ужину ломоть хлеба и несколько кусочков сахару. Материалом для совместной работы стала трагедия "Царь Эдип" Софокла в переводе Ивана Франко. В перерывах занятий Лесь (так сразу начали звать его студийцы) знакомил товарищей с галицкими песнями,  щедро делился своими мыслями и знаниями:  об овеянной всемирной славой Соломии Крушельницкой, о Модесте Менцинском, о сокровищах культурных достижений других народов; Лесь рассказывал о жизни и творчестве великого Калидасы, Рабиндраната Тагора, Микалоюса Чюрлёниса и других выдающихся творцов всего мира.

Общая работа перешла в общность житейских, каждодневных интересов. Коллектив стал единой творческой семьёй: пользуясь каждым удобным случаем и выдавшимся свободным временем, студийцы вместе посещают музеи, выставки, окрестности Киева; совершают путешествие в Канев, на Шевченкову гору; учатся слушать и любить природу и язык родной земли; погружаются у стихию древней Эллады, изучая музейные экспозиции. И всюду с ними - Лесь Курбас.

1917 год - бурный и богатый событиями - вынудил студийцев приспосабливаться к обстоятельствам. Материальные и бытовые условия складывались так, что пришлось наряду со студийной работой и упражнениями над  "Царём Эдипом" заняться "репертуарной", "кассовой" пьесой, которую также в студийном порядке можно было бы быстро подготовить и, представляя её, зарабатывать на жизнь. Выбрали "Базар" В.Винниченко. Оформить постановку сердечно помог реквизитор театра Н.К.Садовского, настоящий "энциклопедист кулис", Казимир Домбровский. Первый спектакль с успехом прошёл в Святошине, но молодой коллектив "кинули", как теперь говорят, заработать ничего не удалось. Начинающий театр понял необходимость взять на собственные плечи весь груз административной работы и хозяйствования: с той поры Степан Бондарчук стал уполномоченным коллектива по этим вопроcам. С грустью актёры осознавали, что придётся несколько свернуть с начертанного пути длительной студийной работы и идти на компромисс. Уже намеченные шаги на этом пути ( "Царь Эдип", "Горе лжецу", "Вертеп" и "Шевченковский вечер") пришлось на некоторое время отложить, но всё-таки "хлебный" репертуар рассматривался только как средство, которое даст возможность новому украинскому театру, который уже получил название "Молодой театр", продолжать подготовку высокохудожественных спектаклей и в конце концов заявить о себе.    

Первый сезон "Молодого театра" начинался с поисков театрального помещения: удалось заключить соглашение с арендатором здания под театр "Бергонье", П.М.Милорадовичем (этому способствовало его украинофильство). По соглашению "Молодой театр" имел право каждую неделю давать два утренних спектакля. Позднее утра сменились вечерами, а обосновался театр на Фундуклеевской, 5. Вновь коллектив вынужден был обратиться к "кассовой" пьесе: избрали драму В.Винниченко "Чёрная Пантера и Белый Медведь". Задача была сложной, так как пришлось конкурировать с другими постановками и исполнителями. Но Курбас нашёл способ, как заставить звучать пьесу по-новому: он отказался от "богемного" оттенка, на который провоцировал материал пьесы, а попытался показать страшную подоплёку капитализма, когда всё идёт на продажу: поцелуи, дружба, любовь, творения художника... И признание пришло: его удостоились и лично исполнители - П.Самойленко, Л.Курбас, и талантливая режиссура. Финансовый успех постановки также был значительным. Спектакль вызвал творческий подъём в коллективе и большой резонанс в городе. Потом были ещё премьеры: "Молодость" М.Гальбе, "Театр О.Олеся" - постановка, в которой были реализованы этюды "Осень", "Танец жизни", "При свете костра", "Тихий вечер". В них умели успех исполнители Надежда Репнина, Владимир Леонтович, Гнат Юра. После откровенной неудачи, которая пришлась на долю "Этюдов" О.Олеся в театре Н.Садовского (1913-15), в "Молодом театре" они засияли новыми гранями. Последней премьерой 1917 года был спектакль "Доктор Керженцев" по мотивам рассказа Л.Андреева "Мысль", постановку которого осуществил Г.П.Юра, исполнявший в нём и заглавную роль. Он не имел успеха у зрителей, поставил много вопросов перед молодотеатровцами: в чём причина? куда идти далее?

Тем временем Лесь Курбас упорно переводил романтическую мелодраму Ежи Жулавского "Йоля". Он ощущал  полнокровность и яркость образов, остроту конфликтов, выразительное социальное звучание в этом произведении и убедил коллектив включить "Йолю" в репертуар. В этой постановке ещё в более значительной мере, нежели в предыдущих, обозначен был режиссёрский почерк Леся Курбаса: сценическим материалом актёра Курбас считал как его духовные, так и физические данные. "Мысль, воображение, остроумие, изобретательность, - говорил он, - необходимо упражнять так же, как и тело". Если в предыдущих постановках Курбаса основным было его мастерство компоновать ритмику спектакля, то в работе над "Йолей" актёры учились умению выстраивать пластические черты творимого образа, настойчиво работать над ритмом стиха, музыкальностью стихотворной речи. Премьера "Йоля" 1918 года обрела гармоничное звучание и свидетельствовала о неуклонном творческом росте "Молодого театра".

1918 год - пора молниеносных смен политической обстановки на Украине. Вначале властвовала Центральная рада... Спектакли начинались и заканчивались рано, потому что вечерами улицы пустели, то тут, то там звучали выстрелы, нарастала напряжённая тревога. Восстание завода "Арсенал" открывает непродолжительный период борьбы объединений Центральной рады с красными войсками с середины января приблизительно до середины февраля. В конце января красные войска заняли почти всю Украину, кроме Волыни и Подолии, где разместились формирования Центральной рады. Но во второй половине февраля немецкий сапог начинает топтать украинскую землю, 1 марта немцы захватывают Киев, их "наниматель" - Центральная рада - возвращается в виде Украинской Народной республики. В конце апреля "съезд хлеборобов" избирает Павла Скоропадского "гетьманом всія України". Он пытается упорядочить жизнь молодой державы, обозначить её суверенитет, но разграбление немцами украинской земли и водоворот различных политических течений ему преодолеть не удаётся.

В таких противоречивых обстоятельствах и условиях, борясь с самыми разными препятствиями, "Молодой театр" продолжал жить и творить. 21 мая 1918 года произошло немаловажное событие в украинской театральной жизни - принятие устава Общества на доверии "Молодой театр в Киеве". Это был документ, который не только послужил юридической основой для того, чтобы узаконить существование "Молодого театра", но и освещал главную цель, которую коллектив ставил перед собой в искусстве, пути осуществления его планов и организационную структуру Общества. До того времени подобного устава не имел ни один украинский театр. На государственную поддержку независимому коллективу рассчитывать не приходилось, поэтому молодотеатровцы обратились к широких кругам общественности через "Рабочую газету" с "Воззванием к обществу". Воззвание нашло широкий отклик и принесло добрые плоды: работники, трудовая интеллигенция, кооперативы начали приобретать паи Общества, это позволило коллективу арендовать трёхэтажное здание на Прорезной, № 17. Планы на будущее были таковы: за счёт сдачи в аренду первых двух этажей получить средства, на которые отремонтировать здание, превратить третий этаж в театральное помещение, изготовить декорации, реквизит, костюмы; а тем временем весь творческий состав театра командировать в Одессу и там в нормальных условиях готовить репертуар. 

И вот начинается пора "одесской коммуны" молодотеатровцев. Поселились в районе Большой Фонтан, в школе, во дворе которой среди деревьев разместились столы на тридцать человек; харчевались из одного котла, который приладили там же на каменьях; зарплату не получал никто. Репетировали сразу "в несколько рук": Курбас работает попеременно над тремя постановками - "В пуще" Л.Украинки, "Горе лжецу" Ф.Грильпарцера и "Царь Эдип". Гнат Юра готовит "Затонувший колокол" Г.Гауптмана, С.Семдор - драму "Доктор Штокман" Г.Ибсена, А.Щепанский мучается над "Разбойниками" Ф.Шиллера, В.Васильев примеривается к "Тартюфу" Ж.Б.Мольера. В свободное время - совместное пение, купание в море, игра в городки, чтение, издание юмористического журнала "Брат Джошуа" ( имя навеяно драматической поэмой Украинки "В пуще"), розыгрыши по поводу того же Джошуа, который обретает черты реально действующего лица: ему даже выделяли порцию еды. Жизнь было достаточно трудной: денег не хватало, несмотря на дружеское отношение кредиторов. К тому же, репетиции приближались к концу. Поэтому в Одессе молодотеатровцы дали семь спектаклей: свежеиспеченные "Доктор Штокман", "В пуще", "Горе лжецу" и ещё четыре пьесы минувшего сезона 1917 года (одесситам они всё равно не были знакомы). Спектакли прошли с успехом.

В конце августа 1918 года молодотеатровцы возвращаются домой, в Киев, с испытанными на зрителях тремя премьерами. Кроме того, почти готовы были постановки "Царь Эдип" и "Затонувший колокол". Итак репертуар был достаточным. А что же с помещением? Здесь дела были плохи: отсутствие опыта привело к неудачному соглашению про сдачу в аренду; мошенник, воспользолвавшийся этим, занял и третий этаж, не позволял его ремонтировать, не рассчитывался за аренду вперёд. Молодотеатровцы, по совету юриста, немедленно начали ремонт своими силами (что допускалось юридическим соглашением), собственными руками вышвырнув мошенников на улицу. Вскоре был найден новый арендатор первого и второго этажей, согласившийся отремонтировать эти этажи, отапливать всё здание и сразу рассчитаться за аренду. Быстро был завершён ремонт третьего, театрального, этажа, готовились к премьере. И тут - вот те на! - хозяйничающие в Киеве немцы сразу сориентировались и реквизировали обновлённое помещение под свою главную комендатуру. Отвоёвывать театр пришлось долго: обращались и к Скоропадскому, и к немецкому высшему начальству, даже Курбас напечатал в венской прессе статью о немецких бечинствах в Киеве. И кто знает, чем бы всё закончилось, если б сама жизнь не вмешалась в судьбу "Молодого театра": в самой Германии грянула революция, а на Украине вспыхнула с новой силой борьба за власть Советов. Оккупантов гнали в три шеи. И молодотеатровцы снова стали хозяевами в собственном помещении. Как-то утром приходят они - и видят на сцене готовый занавес, а на нём нарисован чудесный кувшин с цветком, а на сцене - посреди банок с красками, с кистью в руке - спит художник А.Петрицкий, который всю ночь готовил товарищам сюрприз.

Новый сезон 1918/19 гг. было решено провести в соответствии с целью и правами общества, обозначенными в уставе. С воодушевлением, собственными силами, молодотеатровцы завершают техническое оформление помещения, помогают изготавливать декорации, костюмы, доводят до конца работу над постановкой "Царь Эдип". Возобновляется студийная работа-тренаж. В октябре 1918 года был объявлен набор молодёжи в "Независимую студию при "Молодом театре", преподавателями которой стали известные педагоги Высшего музыкально-драматического института им Н.В.Лысенко и выдающиеся деятели сцены: В.Василько, Марко Терещенко и другие.    Студия активно участвовала в постановке украинской оперы-сказки "Коза-дереза" на сцене "Молодого театра" в наступившем сезоне. Сезон начался 16 ноября 1918 г. античной трагедией Софокла "Царь Эдип", этот спектакль был первым её сценическим воплощением в истории украинского театра. Главным героем и основной действующей силой трагедии по версии Курбаса был Хор - своеобразный коллективный персонаж, выявлявший общественные воззрения на происходящее, этично-философские мысли самого Софокла. Он поражал богатством форм как пластично-пространственных, так и ритмично-декламационных. 

Второй премьерой сезона становится драматическая поэма "В пуще", которую автор, Леся Украинка, посвятила глубоким раздумьям о творчестве, о положении и судьбе художника в антагонистичном обществе, о его месте и долге в борьбе против реакции за высшие, светлые идеалы. Нет нужды говорить, как это совпадало с раздумьями Курбаса и его приверженцев в то переломное время, в первое революционное двухлетие. Материалом для поэмы Л.Украинка избрала внутренние противоречия во взаимоотношениях и взглядах пуритан-переселенцев из Англии в Северную Америку. Главный герой - трагическая фигура, скульптор Ричард Айрон, который не находит отклика своей жажде любви, правды, свободы в среде фарисеев, сектантов, ограниченных людей. Но Курбас пытается решать этот спектакль как жизнеутверждающую, реалистическую психодраму, не придавая ему оттенка трагической  безнадёжности; в то же время он дал возможность раскрыться всем исполнителям: на сцене не было ни одного безликого персонажа. Коллектив достиг в этой постановке  высокой ансамблевой слаженности, верно донося до зрителя глубокую философскую идею поэтического произведения Украинки. Бурными овациями приветствовала публика Курбаса-режиссёра и Курбаса-актёра (в роли Ричарда).  

Совсем иной оказалась следующая постановка "Горе лжецу" - комедия, от которой зрители были просто в восторге, дивясь богатству новых театральных приёмов и средств. Сюжет из средневековой хроники "История франков" приобретает у Ф.Грильпарцера остроту благодаря тому, что действие происходит на фоне противопоставления двух культур: романской (порядок, цивилизация, обходительное поведение, христианство) и германской (дикарство, произвол, жестокость, язычество). Курбас-режиссёр счёл, что такая комедия может вести диалог со зрителем только языком неприкрытой театральности, как художественный карнавал, где есть место и романтике, и гротеску, и даже буффонаде. К этому как бы вынуждал сам автор: первая и последняя сцены комедии - диалоги о правде и лжи - создают живописную рамку, в которой разворачиваются почти сказочные события в дикарском окружении. 12 декабря 1918 года спектакль заиграл красотой всех цветов радуги. Не только зритель получил огромное эстетическое наслаждение. Даже те из актёров-молодотеатровцев, кто не был занят в "Горе лжецу", не пропускали ни одной репетиции спектакля, наслаждаясь процессом рождения новаторского сценического произведения, а потом все эти актёры смотрели преставление с первого действия до последнего, активно воспринимая его вместе со зрителями.  

В начале января 1919 года молодотеатровцы показали ещё одну премьеру: "Рождественский вертеп". В 1918 году Курбас, при поддержке коллектива театра, задумал создать широкое сатирическое обозрение злободневных событий того времени, используя для этого принцип старинного украинского народного кукольного театра XVII-XVIII ст. - вертепа. Такое театральное действо открывало широкий простор для режиссуры, давало возможность в острой и яркой сценической форме, в виде разнообразных стилизованых сценок и миниатюр показывать героев и события дня, утверждать прогрессивное начало и клеймить проявления реакции. Потребность в литературно добротном и интересном тексте вынудила руководство театра объявить соотвествующий конкурс для писателей, но никто из них не откликнулся. Тогда, чтобы напрасно не пропала подготовленная к постановке декоративно-материальная часть (также работы А.Петрицкого, который создал настоящую "вертепную хоромину" XVIII ст.! ), Курбас предложил воссоздать классическое традиционное вертепное представление. Оно было весьма театрализованным, даже костюмы актёров были изготовлены из марли и бумаги, они разговаривали механически-монотонно как куклы, за исключением персонажей-людей, окружавших вертеп: Запорожец, Крестьянин, Цыган изъяснялись обычной речью, а по обеим сторонам хоромины, на хорах, распевающие бурсаки поясняли, що в ней происходит. "Рождественский вертеп" был воспринят молодотеатровцами неоднозначно, некоторые почуяли в нём угрозу репертуарному театру, сторонниками которого они были. Но конфликту в коллективе не дано было разгореться благодаря открытому и честному обсуждению во время общей встречи, и взаимопонимание снова вернулось в театр. 

Кроме перечисленных программных постановок показали свои премьеры и молодые режиссёры: Семён Семдор - "Доктора Штокмана" Г.Ибсена, Валерий Васильев - "Тартюфа" - Ж.Б.Мольера, а Гнат Юра - целых три спектакля: "Затонувший колокол" Г.Гауптмана, "Кандида" Б.Шоу и "Грех" В.Винниченко. Если бы не живые свидетели и документы, кое-кому могло б показаться чудом, что в условиях гражданской войны и чрезвычайного материального неблагополучия, на частных квартирах и в чужих театральных помещениях на протяжении за неполные два года можно было создать совершенно новый по содержанию, форме и идейно-художественной направленности театр-студию, коллектив единомышленников, которому удалось поставить одиннадцать в подавляющем большинстве новаторских спектаклей и заслужить любовь и уважение публики.

Молодотеатровцы образовали дружный коллектив и продолжали жить одной творческой семьёй. Традиций хороших и разных было много: совместное посещение спектаклей, концертов, музеев, лекций, выставок; общее увлечение поезией Шевченко, Франко, Украинки, Олеся, Савченко, Ярошенко, обмен книгами; жажда знаний и обмен размышлениями по поводу увиденного, прочитанного, услышанного; прогулки в Канев, Межгорье, к Днепру, активный отдых с играми, танцами, спортивными состязаниями. Так же точно хорошей традицией стало среди молодотеатровцев приветствие "Доброй работы!", установилась традиция отмечать вместе личные и коллективные праздники и памятные даты. Неизменно торжественно отмечали Шевченковские дни. Праздновали каждую премьеру, открытие и закрытие сезона, бенефис Курбаса, дни рождения. Радостно, весело и, конечно, безалкогольно! Члены коллектива не замыкались в собственном кругу, искренне и радостно искали дружеских связей с другими творческими работниками, художниками и писателями. В конце концов родился собственный клуб "Молодого театра" под названием "Мистецький льох" ("Творческий склеп"), в котором часто устраивались импровизированные вечера юмора и сатиры, творческие вечера-встречи музыкантов, поэтов, писателей с артистами.

Ранняя весна 1919 года была весной не только в природе, но и в общественно-политической, в театрально-художественной жизни Киева, всей Украины. Красная Армия освободила Киев и победно продвигалась на запад. Постановление советской власти о национализации в отношении творческих работников продемонстрировало её заботу о театре и его творцах. В апреле 1919 г. состоялось  объединение Первого театра Украинской советской республики им.Т.Г.Шевченко и "Молодого театра", поскольку молодая республика не имела финансовых возможностей поддерживать три театра в Киеве. Лесь Курбас был назначен главным режиссёром объединённого коллектива.  Органичного слияния двух театров не произошло, хотя вражды меж актёрами не было. Каждый коллектив выступал со своим, ранее подготовленным репертуаром. Кроме того, молодотеатровцы были активно привлечены к организации "Музыкальной драмы" - театра, который должен был осуществить революционные изменения на оперной и балетной сцене за счёт обновления драматургии. В частности Лесь Курбас осуществил постановку опер "Тарас Бульба" Н.В.Лысенко и "Галька" С.Монюшко. Но ожидаемая  30 августа 1919 года премьера "Гальки" не состоялась. Именно в тот день из-за Днепра начала наступление на город деникинщина, а с юга - петлюровская Директория. Пожар от зажигательного снаряда уничтожил помещение объединённого театра шевченковцев и молодотеатровцев, всё имущество театра, личные вещи актёров сгорели в огне. Уничтожен был и театр "Музыкальной драмы".

16 декабря 1919 года Красная Армия разгромила белогвардейцев и освободила Киев. В город начали стекаться разрозненные актёрские силы. Собирались в бывшем помещении "Молодого театра" на Прорезной. И тут состоялось настоящее слияние в один творческий коллектив, в котором не було разделения на шевченковцев и молодотеатровцев. Режиссёр Александр Загаров взялся готовить "Ревизора", а Курбас принялся за инсценировку "Гайдамаков".

С момента своего основания взгляды "Молодого театра" формировались под значительным влиянием творчества Шевченко. Ещё в первые дни студийной работы всем только что сформированным коллективом посетили могилу Кобзаря, склонив головы перед украинским гением. С 1916 года заветной мечтой Курбаса было осуществить постановку по мотивам произведений Тараса Шевченко. Наиболее созвучной с событиями последних лет, в частности 1919 года, была тема борьбы украинского народа за своё освобождение, то есть к постановке просилась поэма "Гайдамаки". Не сразу начал работу Курбас над её воплощением. Согласно Степану Бондарчуку, следует считать, что большинство спектаклей "Молодого театра": "Йоля", "Царь Эдип", "В пуще", юбилейный "Шевченковский спектакль" по поэме "Еретик", мистерия "Великий льох" ( "Большой склеп") по Шевченко и др. - были лабораторными опытами, шагами к будущему монументальному сценическому полотну "Гайдамаки". "Шевченковский спектакль", премьера которого состоялась 11 марта 1919 года, содержал много эскизных очерков по поэтическим произведениям Кобзаря, которые были одновременно и этюдами к будущей большой постановке Курбаса.

Античная трагедия опирается на хор как на выразителя дум и чаяний общества. Лесь Курбас решил использовать это средство в "Гайдамаках". Он ввёл в инсценировку так называемые "Десять слов поэта", которым придавались разнообразные функции: в одном месте хор - это душевная боль и мука народа, в другом - надежда, радость его, в третьем - живая стена, заслоняющая сцены глумления и издевательств, терпимых народом от польской шляхты. Постановку Лесь построил на синтезе света, музыки, пластично-скульптурных композиций и слова, подобного музыкальному инструменту: можно сказать, что каждый исполнитель как бы имел собственную отработанную партитуру. 10 марта 1920 года "Гайдамаки" були сыграны впервые на сцене Оперного театра им. К.Либкнехта и неоднократно затем показаны широкому зрителю. Этот эпохальный спектакль, хоть и не являющийся уже вкладом коллектива "Молодого театра" с формальной точки зрения, стал венцом молодотеатровских идей и блестящим завершением первого периода творчества Курбаса-режиссёра. По словам великого актёра Ивана Александровича Марьяненко, "Назвать "Гайдамаков" только лучшей постановкой А.С.Курбаса было бы неверно. Это один из самых выдающихся спектаклей украинского советского театра на заре его развития. Это этапное произведение в истории нашего театра."

Вскоре началась харьковская пора творчества Курбаса. 

“Березиль” был создан замечательным режиссером-новатором Лесем Курбасом в 1922 году, а в 1926 году театр был переведен из Киева в Харьков, то есть приобрёл статус столичного, и занял здание бывшего театра Синельникова, которое отремонтировали и модернизировали, усовершенствовав сцену и надстроив над зрительным залом зал декораций. В труппу театра входили тогда великолепные актеры А.М. Бучма, М.М. Крушельницкий, В.Н. Чистякова, Л.М. Гаккебуш, Н.М.Ужвий, Д.И.Антонович, Л.Ф.Дубовик, И.И.Гирняк и другие. В Харькове вокруг театра сразу стал собираться цвет украинской культуры — П.Г.Тычина, М. Семенко,Остап Вишня, М.Г.Кулиш, Ю.И.Яновский, Ю.К.Смолич, М.П.Бажан, В.Г.Меллер и другие.

Сформировавшаяся театральная эстетика Л.Курбаса отрицала приёмы украинского бытового театра, противопоставляла им метафоричность, остроту и философскую направленность постановок. Это была особая, карнавальная условность, сочетавшая элементы балагана, лубка, гротеска с высокой психологической достоверностью актёрского исполнения. Спектакли Курбаса отличались яркостью, красочностью, изобретательностью художественного оформления, над которым трудились такие выдающиеся художники, как А.Г.Петрицкий и В.Г.Меллер. На сцене шли пьесы украинских и зарубежных авторов.

Но подлинный расцвет театра связан с поставленными Курбасом произведениями М.Кулиша. Театр нашёл в его лице “своего” автора. Спектакли “Мина Мазайло”, “Маклена Граса”, “Народный Малахий” навсегда вошли в сокровищницу украинского театрального искусства. Однако острые, спорные постановки Л. Курбаса вызывали резкое неприятие со стороны ортодоксально настроенных критиков, и, поскольку любые дискуссии по вопросам искусства сразу переводились в идеологическую плоскость, Курбаса обвинили в насаждении враждебных взглядов, в политических ошибках, отстранили в 1933 году от руководства театром и репрессировали. Он погиб в лагере, а “Березиль” фактически распался. Уцелевшая часть коллектива труппы во главе с М.М.Крушельницким и И.А.Марьяненко старалась всеми силами сохранить творческое наследие Курбаса, продолжить его традиции.

В 1935 году театр стал называться “Харьковским украинским драматическим театром имени Т.Г. Шевченко”; а в 1989 году на фасаде здания установили мемориальную доску в память о Лесе Курбасе работы скульптора С.А.Якубовича. 

В послевоенные годы здание театра подверглось дальнейшим перестройкам, в ходе которых на смену ветхому, устаревшему был возведен новый корпус артистических помещений со стороны Рымарской улицы (архитекторы Б.Г. Клейн и Е.А. Святченко), надстроена и переоборудована сцена, обустроен новый гардероб, реконструирован зрительный зал, над которым убрали надстройку декорационного зала (архитекторы Б.Г. Клейн и Н.С. Фурманова). Фасад здания при этом в основном сохранен в том виде, который придал ему в конце XIX века архитектор Б.Г.Михаловский. Была организована  “Малая сцена” театра, и ей снова вернули славное имя “Березиль”. В репертуар "Малой сцены" и ныне входят спектакли по пьесам М.Кулиша, не теряющие и сегодня остроты и свежести, доставляющие огромное наслаждение публике. Это - лучший памятник незабываемому Лесю Курбасу.  

Гос.академ.драматический театр им.Т.Г.Шевченко

 
 

 

Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт