Вернадский Владимир Иванович

(к 140-летию со дня рождения)

 

Из мыслей и набросков В.И.Вернадского:

        
  Картина мира, сведённая к энергии и материи, если мы попытаемся сейчас на неё   взглянуть без предубеждения, явно не отвечает действительности...

Сознание человечества становится той "силой", тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс, как должны принимать во внимание материальную среду, в которой идёт этот процесс, или же формы энергии, напр. всемирное тяготение...

Но сознание не форма материи и не форма энергии.

 

 
      
 
Вернадский Владимир Иванович
   

1863-1945

     
  Дуалистическое представление о мире из энергии и материи, которое пытаются свести, уничтожая материю, к более простому, м[ожет] б[ыть], должно быть ещё более сложным.

Допустим, что есть энергия, материя. Материя может быть фактически приведена в связь с энергией (кванты, электроны, эфир - в разных построениях). Но в мире есть ещё регуляторы энергии - сознание, та сила, которая находится в хлоропласте, с хлоросталлом и т.д.  Духовное начало?

 
     
15.03.1920. Горная Щель. Ялта

 

     
 
   
  "УКРАИНА, РОДНАЯ МОЯ СТОРОНА"

 

 
  "Отец мой заболел и должен был оставить профессуру в полном разгаре. С ним случился удар во время заседания политико-экономического комитета Вольно-экономического общества (председателем этого комитета он был).

Он стал директором Харьковской конторы Государственного банка и переселился в Харьков, где прошло моё детство".

 
     

Так записано в автобиографических заметках Владимира Ивановича Вернадского, одного из величайших мыслителей ХХ века. Вернадскому не только было суждено влиять на развитие современной ему цивилизации, обладая вполне заслуженно полномочиями организатора советской науки, но и суждено оказывать всё возрастающее влияние на грядущие поколения благодаря провидческим идеям и концепциям. Союз науки и философии - это было для него не пустым звуком, это было делом всей его жизни, это было его призванием.

Смеем думать, что город детства Харьков был значительным фактором влияния на формирование незаурядной личности Владимира Ивановича. Здесь он провёл почти  восемь лет (с 1868 по 1876 годы), окончил два класса Харьковской гимназии. Огромную любознательность, мягкость характера и человеколюбие, тяготение к стихии украинской культуры, истоки которых лежат в его детстве, учёный пронёс через всю жизнь. Вернадский, интересуясь происхождением своей редкой для украинца фамилии, был знаком с гипотезой происхождения своего рода от литовского князя Верна. По бабушке с отцовской стороны В.И. состоял в родстве с писателем В.Г.Короленко.

Украинская песня рано запала в детскую душу В.И.Вернадского. "Отец страшно любил украинские песни, и моя мать прекрасно их пела". Анна Петровна Вернадская обладала великолепным меццо-сопрано. В Харькове, по воспоминаниям В.И., "она устраивала хоры, раскрывались окна и лились прекрасные украинские песни". В Петербурге 15-летний гимназист запишет в свой дневник: "В России совсем запрещено печатать книги на моём родном языке. На каникулы я со всем рвением примусь за него. В Киеве, если в каком-нибудь доме увидят портрет Шевченко, то его отбирают". В семнадцать лет В.И.Вернадский напишет стихотворение, возможно, единственное в жизни: "Украина, родная моя сторона".

 

    "Я НЕ МОГУ УЙТИ В ОДНУ НАУКУ..."  
 
  "Мы поставлены в тяжёлое положение, у нас завязан рот, заткнуты уши, мы не имеем почти возможности влиять на поступки того государства, гражданами которого являемся, не можем исповедовать веры, которая нам дорога и проч., и проч.; но есть и характерная сторона в нашей жизни - это то, что для нас особенно дорог, что нам особенно близок и красив тот идеал свободы, который для наших западных соседей является не предметом желания, а предметом обладания. В нашей русской жизни особенно ясна его красота, гармония и сила."  
 

18.08.1892

 

Предпосылаемый этому разделу отрывок из личных заметок В.И. - лучшее свидетельство целостности его натуры, которую он проявлял в молодости и в зрелые годы. Позиция неутомимого исследователя, отличавшегося и внешней, и внутренней дисциплиной, сочеталась в нём с бескомпромиссностью человеческой и гражданской позиции.

В 1876 году, после переезда семьи в Петербург, В.И. поступает в 3-й класс гимназии, в 1881 году оканчивает её девятым в выдающемся выпуске - среди выпускников гимназии проф. А.Н.Краснов, физик В.А.Тюрин и др. Но надо знать, в каких обстоятельствах это произошло. За полгода до окончания гимназии у отца В.И. случился второй удар, и он постепенно угасал. Последние полгода В.И. не посещает гимназию, так как ухаживает за отцом вместе с матерью. Несмотря на это, он поступает сразу после окончания гимназии в Петербургский университет. Это - время исключительного его сближения с отцом, по воспоминаниям учёного ( с 1881г. вплоть до кончины отца в марте 1884 г.). 

В университете, благодаря возможности свободного посещения лекций по желанию, В.И. проходит два курса математического отделения и практику в астрономической обсерватории. Огромное впечатление произвели на него лекции Менделеева, Фаминцына, Меншуткина, Докучаева, Бекетова, М.Н.Богданова, Воейкова, Бутлерова. Трудно сказать, состоялся ли бы Вернадский как творец учения о биосфере и о переходе её в ноосферу, если бы не поразительное совпадение по времени преподавания в Петербургском университете плеяды этих выдающихся умов... И особенно следует упомянуть его учителя и друга В.В.Докучаева. До открытия биосферы произошло открытие почвы. Учение В.И.Вернадского о биосфере всей своей сутью связано с учением Докучаева о почве как о самостоятельном естественно - историческом теле природы. Вместе с другими первыми слушателями - горячими энтузиастами докучаевского курса почвоведения, как участник комплексных почвенно-географических экспедиций, В.И. был соучастником открытия почвы Докучаевым. Но парадокс: выйдя, казалось бы, на проторённую дорогу научного успеха, Вернадский вдруг оставляет биологию ради минералогии, кристаллографии, физической химии. Однако именно этот шаг даст ему впоследствии энциклопедическую широту взгляда на научные достижения, способность неординарно их осмысливать и возможность возврата к биологии на качественно новом уровне.

Наряду с этим В.И. деятельно участвует в студенческом Научно-литературном обществе, входит в члены его совета. А кроме этого, становится горячим участником кружка, который впоследствии оформился в братство, связавшее дружбой на всю жизнь его членов. Внимание к моральным вопросам, страстные поиски всего того, что мы называем смыслом жизни, нравственное самосовершенствование - вот что породило это братство. В нём мы видим будущих профессоров Ф.Ф.и С.Ф.Ольденбургов, Д.И.Шаховского, А.А.Корнилова, Л.А.Обольянинова, И.М.Гревса, А.Н.Краснова, Н.Г.Ушинского, а также С.Е.Крыжановского. Кружок неминуемо должен был поставить своих членов в оппозицию к реакционному правительству. Они не собирались отмахиваться от "проклятых" вопросов той эпохи, которая была метко обрисована в двустишии:

В России две напасти:
Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти.

Большинство членов кружка деятельно участвовали в подготовке литературы для народного просвещения, в работе издательства "Посредник".  Они размножали запрещённые рукописи Толстого "Исповедь", "В чём моя вера?", "Так что же нам делать?", переписку Толстого с Вильямом Фреем ("Свободным": псевдоним Владимира Константиновича Гейнса, организатора земледельческих коммун в Америке. Прим.автора сайта), участвовали в издании литографированной "Истории революционного движения в России" Туна. Руководствуясь принципами приобщения народа к сознательной гражданской деятельности, кружок связался с харьковской просветительницей Х.Д.Алчевской, составлявшей каталоги народных книг. Участвовали студенты и в дешёвых изданиях Сытина.

(Идея создания в России учебных заведений, независимых от правительства, нашла впоследствии воплощение именно в Харькове: Андрей Краснов, в то время уже профессор Харьковского университета, стал инициатором и создателем курсов для рабочих. А сам Вернадский, с 1890 г. уже проживая в Москве, активно участвовал в создании Педагогического общества, а затем Комиссии по организации домашнего чтения и Высших женских курсов. ) 

В 1885 году Вернадский оканчивает университет, а через год женится на Наталье Евгеньевне Старицкой - удивительной женщине, сумевшей разделить с ним всю его жизнь, которая родила ему сына и дочь и прекрасно их воспитала; радушно приобщала к домашнему кругу всех, кто мало-мальски сотрудничал с супругом, даже его студентов; специально совершенствовала свои знания иностранных языков, чтобы качественно подготавливать труды В.И. к печати. Одна мелкая, но ёмкая деталь: она, по натуре "сова", хронически не высыпалась, поскольку В.И. вставал как часы в 6.00, и нужно было лично сварить ему кофе - а без этого она не могла!

После окончания университета Вернадский остаётся работать в нём хранителем минералогического музея. 1887 - 1889 годы были годами командировок, в том числе заграницу. Вернадский посещает Неаполь, работает в Мюнхене, путешествует по Франции и Швейцарии (совершает ботанико-геологическую экскурсию пешком вдоль реки Роны летом 1888 г.), участвует в работе Международного геологического конгресса в Лондоне, осматривает музеи Вены, наконец, работает над синтезом минералов в Париже. Во время Всемирной выставки в Париже В.И. довелось представлять коллекции почв Докучаева как специалисту в этом вопросе, владеющему иностранными языками. Интересно отметить, что с тех пор В.И. почти ежегодно выезжал заграницу, интенсивно занимался иностранными языками и владел 15-ю из них - ещё одна составляющая широкоохватного мышления.

По возвращении в Россию, в 1890 году Вернадский начинает работать в Московском университете на кафедре минералогии. Первая же его лекция "О полиморфизме , как общем свойстве материи" имела огромный успех и была напечатана в "Записках Московского университета". Единственный недостаток её  состоял, по мнению А.П.Павлова, в том, что это блестящий научный доклад, а не лекция для студентов.

В течение 20 лет учёный сочетает преподавательскую деятельность с экспедициями и с интенсивными научными исследованиями. Новаторством в преподавании было первое печатное издание лекций по кристаллографии, "Лекций описательной минералогии", введение систематических минералогических экскурсий для студентов (например, на Урал, в Ильменские горы, на Кавказ, в Домбровский угольный бассейн). Одновременно с этим В.И. участвует в организации Высших женских курсов в Москве и преподаёт на них. В 1897 году он оканчивает докторскую диссертацию "Явления скольжения кристаллического вещества", успешно защищает её и становится экстраординарным профессором Московского университета. С самого приезда в Москву В.И. становится активным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Его статья "Ломоносов как минералог и геолог", написанная по поводу 150-летия первой русской химической лаборатории, имела настолько большой успех, что В.И. всерьёз советовали заняться историей науки, оставив экспериментальную минералогию. Однако успехи учёного именно в указанной области приводят к закономерному результату:  в марте 1906 г. он избран действительным членом-адъюнктом по минералогии, а в апреле 1908 г. - экстраординарным академиком по минералогии Академии наук.

Но одновременно Вернадский чутко реагирует на напряжённую обстановку в России, переживает возмущение реакционной политикой и усилением бюрократии, вызывающими студенческие волнения, размышляет над выходом из создавшегося положения (ещё в 1901 году он пишет обстоятельную записку "Об основании университетской реформы"). В.И. потрясен событиями 9 января 1905 года, откликается на них статьёй "Памяти Б.А.Лури" (ученик В.И.Вернадского, застреленный 9.01.1905. Прим автора сайта) в "Русских ведомостях". В 1905 году он принимает участие в подготовке и проведении первого съезда кадетской (конституционно-демократической) партии, избран в состав Центрального комитета. В апреле 1906 г. В.И. избран членом Государственного совета от университетов и Академии наук; не проходит и месяца, как газета "Дума" печатает его выступление в Государственном совете в защиту амнистии. А в 1908 году в тех же "Русских ведомостях" появляется его статья "Перед грозой" о положении высшей школы.

1911 год - начало переломного периода в жизни Вернадского. Статья его "1911 год в истории русской умственной культуры" доносит до нас глубину кризиса, охватившего высшую школу, куда "произвольно являлась полиция и распоряжалась по своему усмотрению". В знак протеста против произвола властей почти треть состава преподавателей покидает стены Московского университета во главе с ректором А.А.Мануйловым. Вернадский перезжает в Петербург. Несколько лет пристального внимания к исследованиям радия, обращение к этой теме завершаются блистательным докладом "Радиоактивные руды в земной коре" на 2-м съезде деятелей практической геологии. 1912 год - Вернадский избран ординарным академиком Академии наук по минералогии, 1913 год - выступает с программной статьёй "Письма о высшем образовании в России" ("Вестник воспитания", № 5),  1914 год - назначен директором Минералогического и Геологического музея АН. 

Всё рассказанное выше - убедительное свидетельство закономерного восхождения Вернадского к роли ведущего организатора советской науки, которую ему предстояло играть с 1917 года и почти до самых последних дней жизни.

А теперь мы отсылаем читателя к бесстрастной хронологии научной и научно-организационной работы Вернадского.

 

 

 

"Я ЧУВСТВОВАЛ В СЕБЕ ДЕМОНА СОКРАТА"

 
"Я ясно сознаю, что сделал много меньше, чем мог, что в моей интенсивной научной работе было много дилетантизма - я настойчиво не добивался того, что бы (ясно знал) могло дать блестящие результаты, я проходил мимо ясных для меня открытий и безразлично относился к проповедованию своих мыслей окружающим. Подошла старость, и я оценил свою работу как работу среднего учёного, с отдельными выходящими за его время незаконченными мыслями и начинаниями. Эта оценка за последние месяцы претерпела коренные изменения. Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть моё призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь - как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. Я чувствовал в себе демона Сократа. Сейчас я сознаю, что это же учение может оказать такое же влияние, как и книга Дарвина".
  
Эта запись появляется в дневнике Вернадского в 1920 году, в невыносимых условиях гражданской войны, когда учёный только что оправился после тяжелейшего сыпного тифа. Видимо, ситуация попадания на грань между жизнью и смертью явилась тем катализатором мыслительного процесса, который исподволь совершался в учёном ранее и который привёл к феноменальному результату: новому мировоззрению в результате синтеза всех передовых исследований, свидетелем и участником которых был В.И., и гениальных предвидений, основанных на его поразительной интуиции. Это новое мировоззрение ставило извечные вопросы: что есть Пространство, Время, Жизнь, какова роль Человечества в эволюции Вселенной, каковы непреложные законы поведения человека, диктуемые эволюцией? Но ответы на них формулировались настолько по-новому, что опережали тогдашнее время и лишь спустя десятилетия, в конце ХХ века стало осознаваться их значение.

Медленно, долгие годы шёл В.И.Вернадский к пониманию того, что управляет в Природе, что является её сердцевиной, основой её развития. И, конечно, дорога к Биосфере и к её святая святых начиналась не в 1917 году, когда признанному российскому учёному, академику и члену многих зарубежных научных обществ исполнилось 54 года. Ещё в юношеских дневниках и письмах, относящихся к 80-м годам ХІХ века, встречаются взволнованные записи о "повсюдности жизни" и её "давлении". Что такое жизнь? Откуда она? Где её начало?

В заметках, писавшихся в 1917-1921 гг. и изданных 60 лет спустя в виде книги "Живое вещество" Вернадский попытался дать строгое понятие живого вещества как совокупности организмов, участвующих в геологических процессах, и выделил, как основные, те его свойства, которые связаны с массой, химическим составом и энергией. Не имелось тогда и не получено ныне ни одного доказательства происхождения живого вещества из неживого. Между этими двумя состояниями материи нет никаких промежуточных ступеней, ведущих от инертного к одушевлённому состоянию. Множатся, напротив, доказательства обратной производности - структур земной коры от вещества отжившего. Не только горные породы и ископаемые, но и атмосфера (существует мнение, что и гидросфера!) планеты целиком является продуктом биосферы, результатом жизнедеятельности животных, растений, микроорганизмов. Через биогеохимические циклы запускается вся машина геологических событий в земной коре.

Живая природа под таким углом зрения (как причина неживой!) заставляет нас обратиться уже к неземным причинам самой жизни, в буквальном смысле - к космическому её статусу. Возможны два ответа на вопрос о происхождении жизни: жизнь вечна и космична; жизнь произошла на Земле. Это - гипотезы. Для приближения к истине необходимо обратиться к бесспорным, непротиворечивым тезисам (эмпирическим обобщениям), вытекающим из многократно подтверждённых фактов. "Биосфера" Вернадского начинается с шести основополагающих обобщений:

1. Никогда в условиях Земли не наблюдалось зарождения живого вещества от неживого.
2. В геологической истории нет эпох отсутствия жизни.
3. Современное живое вещество генетически родственно всем прошлым организмам.
4. В современную эпоху живое вещество так же влияет на химический состав земной коры, как и в прошлые эпохи.
5. Существует постоянное число атомов, захваченных в каждый данный момент живым веществом. (Закон сохранения количества живого вещества)
6. Энергия живого вещества есть преобразованная, аккумулированная энергия Солнца.

Наиболее поразительно второе обобщение: в земной коре невозможно отыскать слоёв, свободных от влияния живого вещества. Отсюда - парадокс о невозможности измерить возраст Земли как космического тела, ибо в конце наших усилий мы будем находить только структуры, переработанные живым веществом. Земля была оживлена всегда. Наше привычное мышление в попытках дойти до истоков останавливается здесь в недоумении и спрашивает: "А что было до всегда?", и обращает внимание на соседние небесные тела, лишённые признаков жизни (как теперь доподлинно известно). Загадка жизни земной связана со словом "всегда", а значит, с понятием времени, возраста. Вот почему ум Вернадского постоянно обращается к понятию времени, потому что он чувствует его связанность с понятием живого вещества.

Время - это жизнь. Сентенция эта - не внешняя аналогия, а глубинное наше ощущение, которому Вернадский придал реальное обоснование. Все характеристики жизни и времени совпадают: оба необратимы; никогда не текут вспять; оба одинаково направлены из прошлого в будущее, то есть асимметричны. Время биологически содержательно, оно строится сменой поколений. Так рассматриваемое время ничуть не похоже на физическое или космическое бесструктурное аморфное время, не имеющее содержания, но только мерные единицы, способ получения которых  не имеет принципиального значения. А вот биологическое время имеет чёткие мерные единицы, его "секундами" являются сами организмы. Какими выбрать эталонные единицы - вопрос науки. Сам Вернадский считал мерными единицами делящиеся бактерии.

Парадокс отсутствия "начала" жизни разрешается просто. "Всегда" без жизни нет. А есть, следовательно (согласно Муравьёву), другие формы времени, которые для нас, существ, частично тоже  принадлежащих к биологическому миру, не столь близки и понятны.

 
   

ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО

 
 
  "Удивительно, как стремительно возрастает в современном мире, в борьбе идей  значение достижений Владимира Ивановича Вернадского. Удивительно потому, что, высказанные и опубликованные в своё время, они остались почти непонятными, намного обогнав уровень эпохи и тогдашнего понимания предсказательной силы науки. Его идеи казались тогда оригинальными отвлечённостями большого учёного, свернувшего с классического пути науки в некое философствование, или просто-напросто образными, крылатыми выражениями, более свойственными литературе, чем научным трудам.

И вот через полвека мы с удивлением для себя открываем его идеи и обнаруживаем их поразительную соременность, точность и непреложность. Мы дошли до того места в развитии нашего знания, где уже побывал мудрец и оставил нам проникновенные знаки движений своего великого ума".

 
                     

Академик Б.С.Соколов. Предсказательная сила идей. Альманах "Прометей", том 15. -М., "Молодая гвардия", 1988.

 
 
Проспект Вернадского - так названы в честь великого мыслителя протяжённые, проходящие близ центра города, улицы в столицах Украины и России. Наверное, и в других крупных городах этих держав есть подобные проспекты. Но существует ещё один проспект Вернадского, проложенный им самим для всего человечества. Вспомним: английское PROSPECT означает "перспектива", а ещё "потенциальный".

Три магистральных предвидения оставлены нам Вернадским.

Идея о геологической вечности Жизни, которая была гениальной догадкой В.И. Уникальность Земли в этом смысле, установленная в настоящее время, рождает, кроме высоких эмоциональных переживаний человека о своём месте в мире, ещё и величайшую тревогу и налагает великую ответственность за сохранение планеты. В результате современных методов исследований (в частности, доказавших одинаковый возраст биологического и неорганического углерода на планете) мы подошли к величайшей загадке: что же древнее - Земля как планета или жизнь? Поиски ответа на этот вопрос обращают нас за пределы Земли, побуждают к исследованиям в Космосе.

Второй тезис Вернадского - о геологической роли человека и человечества. Глубочайшее его убеждение состояло в том, что планета вступает в новую эпоху развития, на котором определяющая роль принадлежить человеку разумному, как силе невиданного масштаба. Тезис этот не является чисто философским, но имеет, и образно, и буквально говоря, незыблемое геологическое основание. Мы пришли в страну ноосферных идей, где вехи уже расставлены мыслителем, прошедшим через экологическое осознание неразрывности человека и биосферы. Любое действие и любое бездействие человека отражается на состоянии природной среды. Гигантская геологическая деятельность человека наглядна и несомненна. Что может произойти, если будет приведена в действие хотя бы часть фантастических по мощности разрушительных сил, которыми он обладает?

Но В.И. верил в человеческий разум, который обязывает нас прийти к совершенно иным отношениям с Природой. Не бороться с ней, как это было в недавнем прошлом, не умиляться "добродетельным" доцивилизационным равновесием человека с природой, не идеализировать его, но планомерно выравнивать свои взаимоотношения с окружающей средой, способствовать совершенствованию механизма единой гигантской живой системы, осуществляя таким образом переход от Биосферы к Ноосфере - Сфере Жизни-Разума.

Третье предвидение Вернадского - расширение научного сознания в мире. Вернадский не только предвидел это ноосферное действие, но всю деятельность свою подчинил задаче служения этому процессу. Потрясает не столько масштаб этой деятельности, сколько именно сознательная направленность. Мечта В.И. состояла в том, чтобы охватить всю страну (одну шестую земной суши!) сетью научно-исследовательских институтов. По сути, они вели бы и те биосферные исследования, которые начали зарождаться только в 80-е годы ХХ века (биосферные станции, заповедники). Биосферные исследования, освещённые целостным видением Вернадского, проводимые по новейшим методикам с применением новейшей аппаратуры, обязаны принимать во вниманние мировую и региональную экономику, естественные ресурсы, продовольственную и демографическую обстановку, экологию региона. Геологический подход опирается на уверенность, что исследование прошлого биосферы может научить принятию взвешенных решений и прогнозированию последствий человеческого вмешательства в природные процессы. Организация науки призвана обеспечивать активную роль разума как фактора развития Ноосферы. А надежда на человека разумного - единственная надежда в сегодняшнем противоречивом мире. Человек уже способен разрушить Землю, но настоящее бросает ему великий вызов: а сможет ли он превратить её в цветущий сад?

Только приняв этот вызов, мы, земляне, сможем выйти на проспект Вернадского...

  

20.02.2003

 
Страница подготовлена по материалам к биографии В.И.Вернадского. Альманах "Прометей", том 15. -М., "Молодая гвардия", 1988.
   
Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт