ХОРОШЕВО: Опыт исторического исследования
 

Оберег позвал в дорогу

Мои детские и юношеские годы прошли в посёлке Хорошево Харьковской области. Бабушка и мать отличались религиозностью, поэтому и во мне проснулся интерес к местным обрядам, к истории наших церквей, нашего села. 

Интерес этот отмечали мои учителя,   занимавшиеся  подобными изысканиями, даже делились собранными материалами. Так они посеяли во мне веру в то, что я смогу добиться успеха  в своих исследованиях. Но гораздо позже случилось событие, которое послужило главным толчком к моим поискам ответов на вопросы о Хорошеве, его истории, его духовной жизни, и остановиться в этих поисках я уже была не в силах, если б даже и захотела.

Икона Иверской Божией Матери

Это произошло летом 1983 года, незадолго до смерти 6абушки, которая попросила меня привести в порядок чердак своего дома, чтобы расстелить там фрукты для сушки. В углу лежала старинная икона. Когда я коснулась её, ветхий киот развалился. С трудом отделился пригвождённый к иконе оклад. Глазам предстала писаная маслом деревянная икона (20Х23 см), с надписью "Ивер Бож Матерь", а сверху, по центру, был прикреплён двусторонний латунный медальон размером и формой с ноготь взрослого человека. На одной стороне - Божья матерь с младенцем и надпись "Владимірська Б.М." , на другой - святитель Иоасаф Белгородский, о чём свидетельствовала надпись на старославянском.   Двусторонний медальон, как я потом узнала, являлся по существу маленькой иконкой и выполнял функцию палладия, т.е.оберега. Его носили на цепочке или на нитке. Вот письменное свидетельство. 3 ноября 1780 года недалеко от южного побережья Франции затонул корабль "Слава России". Среди обломков были найдены 80 маленьких металлических иконок образца XV-XVIII вв. Все они были отлиты из бронзы или латуни. Моряки флота Екатерины Второй носили их с собой в походы, чтобы уберечься от несчастья.    

Медальон-оберег:Владимирская богоматерь 
(шестикратное увеличение)

Кто, когда, кому готовил оберег с древней Владимирской иконой? Какой смысл несёт этот оберег? Кто такой Иоасаф Горленко? Какое отношение он имеет к Хорошеву?

Если б могли рассказать иконы, именуемые ”местными”, как выживало православие при нашествии татар, литовцев, поляков, турок, мы бы узнали многое о трудолюбивом, мужественном народе, населяющем эту местность. Знали бы, почему в маленькой деревеньке было целых три церкви: две монастырские и одна для прихожан села, почему в этой деревеньке было так много престолов. Всё это мне в конце концов открылось через найденные икону и медальон, и всем, что я узнала в своих поисках, хочу поделиться с читателем.

Медальон-оберег:Святитель Иоасаф Горленко 
(шестикратное увеличение)

  

Иоасаф Горленко

Почему на маленькой металлической иконке изображены Владимирская Божья Матерь в сочетании с образом Иоасафа Белгородского?

8 сентября, по христианскому календарю, праздник Сретения иконы Владимирской Божьей Матери и мучеников Андриана и Натальи. 8 же сентября - день рождения Иоасафа, имена отца и матери его - Андрей и Мария. 

 

 

 

Cвятитель Иоасаф Белгородский, епископ Белгородский и Обоянский, родился 8 сентября 1705 года в г.Прилуки Полтавской губернии. Отцом его был казачий полковник Андрей Горленко, а мать, Мария, была дочерью гетмана Даниила Павловича Апостола. На епископскую кафедру в Белгороде Иоасаф вступил в 1748 году, "где своими трудами и жизнью снискал себе любовь и глубокое почитание", как сказано в книге "Житія святыхъ". Скончался 10 декабря 1754 года. Был канонизирован православной церковью в 1911 году.

Зная историю Украины, святитель Иоасаф Белгородский  в 1751 году, в проезде на Изюм для осмотра епархии “провожаем был военною громадою до Хорошева, где 1 августа служил литургию". Литургия была отслужена  в Хорошевском девичьем монастыре во-первых, в память победы русских князей и всех погибших воинов, отстоявших православие на северо-востоке Украины (1 августа 587 лет тому назад); во-вторых, в честь праздника Крестовоздвижения (учреждённого Андреем Боголюбским на славянских территориях в 1164 г.); и, по-видимому, также в честь благословения на основание Хорошевского монастыря вселенскими учителями Кириллом и Мефодием. Именно они осуществляли распространение православия на территории нынешней Слобожанщины во время так называемой "хазарской миссии". Было это в 858- 861 годах, т.е. за 127 лет до крещения Руси!

Иоасаф Белгородский

 

 

 

 

 

 

В Змиёве, где, очевидно, исполняли свою миссионерскую просветительную деятельность Кирилл и Мефодий, на месте поклонения языческому богу Перуну в своё время была основана церковь Святого Илии, а позднее построен новый каменный храм на Замостье. Там, в частности, в течение нескольких веков благодарные потомки хранили особо чтимую икону Св.Кирилла и Мефодия, которая ныне находится в Спасско-Преображенском соборе г. Изюма. Предание гласит, что 2 августа 1751 г., в Ильин день, святитель Иоасаф Белгородский в змиевской церкви обнаружил образ Песчанской Божией матери и при этом сказал: «В образе сем преизобилует благодать Божия, в нём Пресвятая Владычица являет особое знамение своего заступничества для этого села и всей страны». Заметим, что икона написана по строго византийским канонам.

Икона Печанской Божией матери (Изюм)

Дочь Петра І, царица Елизавета Петровна, поручила Иоасафу Белгородскому (в то время уже архимандриту) восстановить былую славу русского православия, после всех пережитых этим краем нашествий татар, литовцев, поляков, турков. Россия должна была стать тем стержнем, вокруг которого сплотились бы народы. Иоасаф управлял строительством храмов и распространением религиозного просвещения на Слобожанщине, так как в то время Харьковская епархия ещё не существовала. В частности, Хорошевский Вознесенский девичий монастурь до 1799 года подчинялся Белгородской епархии, основанной в 1667 году.

Монастырь

В книге «Православные русские обители всех православных русских монастырей», Санкт-Петербург, 1910 г., читаем: “Основание Хорошевского монастыря, именно как монастыря, далеко предшествует XII столетию…”

Своим возникновением Хорошевский монастырь, по-видимому, обязан следующим событиям. После похода на Византию объединённого войска северских племён нашего края (предводительствуемых киевскими варягами ?  Прим.автора), ими были захвачены пленники-византийцы. Это случилось при патриархе Фотии (857-869) и греческом царе Михаиле Ш (842-867). Предание гласит, что после этого на территории хазарского каганата, населённой почти независимыми северянами, появились проповедники и просветители Кирилл и Мефодий. Из их рук получили крещение первые 200 семей на Слобожанщине. Местный каган, предложивший награду просветителям за их полезную деятельность, получил в ответ просьбу Кирилла: "Дай мне сколько имеешь здесь пленников, это мне больше всех даров". И более двухсот византийцев были отпущены с философом на родину. Крещённые же Кириллом и Мефодием люди стали первым оплотом христианства на Слобожанщине.

Хорошевский монастырь, очевидно, был организован с целью выживания первых христиан на Хорошевском городище. Одновременно со своим религиозным назначением в то время (IX в.) монастыри выполняли стратегические задачи: охрана подступов к монастырским строениям и врачевание раненых  - в военную пору; просвещение населения, развитие ремёсел и хозяйственная деятельность - в мирное время. В книге Петра Фомина "Церковные древности Харьковского края", Харьков, 1916 г., читаем: ."Шарукань сдался русским князьям в 1111 году (во время похода Владимира Мономаха на половцев. Прим. автора). Для нас представляется знаменательным факт существования христианства даже в городах, по-видимому, половецкого происхождения со смешанным населением. Подтверждением этому может служить то обстоятельство, что жители одного из этих городов, Шаруканя, несомненно находившегося в районе Северского Донца, во время похода русских князей в 1111 году, оказались христианами, вышли к ним с пением молитв и хоругвями". В моём предположении, что древний Шарукань и был Хорошевым, я не одинока, об этом же говорит и академик Рыбаков.

Миссия хранить Хорошевский монастырь, как "первую лампаду православия", была возложена на женщин. Очевидно, первыми обитателями его были греческие монахини, а наставниками - греческие учителя. Не потому ли жизнь монастыря оказалась столь долгой (вплоть до конца 20-х годов ХХ века)? Ведь именно женщины особо отличались подвижническим терпением в деле сохранения и распространения веры.

Названия церквей монастыря носили символический характер: церковь Вознесения Господня знаменовала переход от язычества к христианству, а церковь Архистратига Михаила получила имя в память присланного из Византии первосвященника. 

За время долгого существования монастырь пережил и ужасные лишения, и моменты взлёта. Эти места знавали набеги татар и запорожцев, господство Речи Посполитой, вакханалию воинствующего атеизма в ХХ веке. В частности, документы о начальном периоде жизни монастыря были уничтожены во время пожара в 1744 году. Однако уцелела грамота, датированная февралём 1742 г., дававшая разрешение на восстановительные работы: "В оном де монастыре в давних годах построена церковь во имя Вознесения Господня, под которою через долгое время подвалин и крыша сгнили".

Документ 1692 г. - жалованная грамота - определял права монастыря следующим образом: "...для их монастырской нужды на монастырскую землю вольных людей им призывать и дворами селить тех людей, которые придут из заднепровских городов, самых свободных", из чего следует, что монастырь уже тогда обладал обширными территориями.

С середины  XVIII века начался этап расцвета Хорошевской обители. Это совпало со временем, когда к управлению  Белгородской епархией пришёл Иоасаф Горленко.

К концу этого столетия монастырь, служивший оплотом христианства на Слобожанщине, получил высокий статус монастыря второго класса (1786 г.). Он был средоточием материальных сокровищ и духовных святынь края. При монастыре были организованы женское училище, золотошвейная и иконописная  мастерские, кирпичный завод. Монастырь нёс окружающему населению не только духовную поддержку, но и обеспечивал насущные нужды простых прихожан, выполнял заказы богатой знати (шитьё приданого и т.п.) Не следует забывать и позицию благородной солидарности, занимаемую Хорошевским монастырём: благотворительную помощь другим нуждающимся монастырям и церквям.  

Родственники Иосафа Белгородского: Афанасия Ковалевская, Феофания Квиткина, Мария Гамалиева, Феофания Ковалевская внесли свой посильный духовный и материальный вклад в развитие и расцвет Хорошевского монастыря,  выполнив заветы своего родича и архипастыря.

   

Хорошевский монастырь. Общий вид

в XIX столетии.

 

  Вознесенская церковь после расширения в XIX в.

 

Церковь Архистратига Михаила. 1768 г.

 

"Корпус", место обитания игуменьи и трапезная монастыря.

Главный вход.

 

"Корпус", место обитания игуменьи и трапезная монастыря

Общий вид

 

Хорошевский монастырь.

Графическая реконструкция В.Кодина

 

Гостиницы монастыря.

Старинная открытка

 

Остатки монастырских построек

 

Остатки монастырских построек

 

Становление христианства на Слобожанщине

Наш край находился как бы на грани двух цивилизаций: славянской и народов тюркского происхождения.

Во времена, когда земли Слобожанщины были в подчинении Черноморско-Приазовского княжества (центр – Тмуторокань), их заселяли аланы, причерноморские болгары, остатки родов тюркского народа, византийские евреи, половцы. Позже, когда власть перешла к Чернигову, народы этой окраины Черниговского княжества назывались северянами. Они составляли как бы независимое государство в государстве, сначала под властью хазар, а позднее подчинённое Киевской Руси.

Религия шла с востока, Византия несла христианское вероучение ближним народам: дунайским болгарам, чехам, хазарам, таманцам и др. Страна, богатая в духовном и материальном плане, Византия часто подвергалась нападениям печенегов, арабов, варягов, болгар. Она в основном старалась откупиться от нападающих, одаривая деньгами, драгоценностями, старалась приобщить их к христианской вере, чтобы жить в дружбе и защищать друг друга.

Вот что сказано в «Истории русской церкви» (А.В.Карташов, М. 2005): «Мы знаем теперь, что та малая русская церковь, всего из 200 семейств, крещёных на юге Руси самолично в 861 году нашими святыми первоучителями, Константином и Мефодием, заботами патриарха Фотия была возглавлена митрополитом-миссионером по имени Михаилом.»

Очевидно, принявшие христианство были поселены вместе с митрополитом в некотором отдалении от людей-язычников как первый островок православия, которое должно было не только выжить в таких условиях, но и распространяться далее. Произошло, собственно, вознесение духовное от язычества к православию.Древнее название хорошевской обители «Вознесенский Девичий монастырь» как бы говорит само за себя: это та лампада северян, которая была зажжена от свечи Кирилла и Мефодия.

Возвратимся к основным вехам …

В 988 году Владимир Великий (Красное Солнышко) крестил Киевскую Русь. Но никогда не соглашался он признать главенство византийских патриархов, хотел в религиозных отношениях быть «на равных». Из-за этого на долгие годы растянулись неурядицы, конфликты, войны. После крещения Русь вошла не в Константинопольскую митрополию, но в болгарскую церковь, на тот момент ещё автокефальную, возглавляемую патриархом с кафисмой в Охриде. Известно даже, что в 1007 году Владимир Великий приезжал на границы своих владений в Половецкой Степи с миссионером Бруно, который проповедовал печенегам. Этот факт свидетельствует о попытках приуменьшить влияние Византии за счёт католической церкви.

В 1014-1019 гг. Болгария теряет самостоятельность и становится провинцией Римской империи. Тогда же все земли при Ярославе Мудром и его брате Мстиславе были поделены так: правая часть Днепра принадлежала Ярославу, левая – Мстиславу. Все реки Дона поделены аналогично: правая – русская сторона, или крымская, левая сторона – ногайская. В 1023 году племена северян, живших в северской земле к востоку от Чернигова, степняков ясов и косогов, соединил Мстислав с иудейско-хазарским войском Тмутаракани и отправился «искать золотого стола Киевского». После заключения в 1024 году мира между братьями за Мстиславом остались Тмутаракань и Северская земля (Чернигов). В 1036 году он скончался, и Ярослав стал единым правителем Руси.

В 1037 году Ярослав Мудрый вынужден был признать юрисдикцию Константинополя. А на дальнем юго-востоке с давнего времени сохранилась автокефальная епископская кафедра Тмутараканская. Таким образом, земли наши лежали между территориями, где по-разному решались вопросы религиозной иерархии.

История слобожанщины имеет и особо кровавые страницы. Так, 29.04.1091 погиб целый народ: 10000 человек пали под стенами Византии, при этом прекратило своё существование племя печенегов, населявших наши края. Имеются свидетельства , что перед этим ханы половецкие Тугоркан и Боняк приняли христианство и под предводительством князя Василько принимали участие в защите Византии.

Половцы обитали в наших краях вплоть до ХШ века: в 1111 году они были разбиты на Донце Владимиром Мономахом, а сын Мономаха Мстислав в 1127 году присоединил половецкое княжество к Руси.

В 1441 году Русская церковь окончательно обрела организационную самостоятельность от Византии. Рязанский епископ Иона был «наречён во митрополиты» не Константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной. В 1503 году произошло воссоединение Чернигово-Северской земли с Россией.

Там, где с ХVII столения оформилась Слободская Украина, до этого века жили и славили Бога истинного христиане княжеств Переяславского и Черниговского. Это показывают и городища Украины. Огонь и меч татар в середине XIII столетия опустошили эту страну: уцелевшие жители бежали за Днепр, под защиту сильных Владимиро-Галицких князей, а потом подпали под власть Литвы и Польши. С появлением иезуитов в польско-литовском королевстве притеснения православных, подчинённых Польше, усилились. Так зверства дикарей-татар принесли опустошение земле нашей, а польско-литовский гнёт остановил растпространение православия на ней.

Православное христианство на Слобожанщине преодолело много испытаний. В частности, проблема Унии на Украине существует с XVI века. После Брестской Унии 1596 г., после того, как на Украине не осталось православных епископов, в 1620 году православная иерархия была восстановлена здесь патриархом Феофаном. Тяжёлые времена заставляли местных христиан даже уходить в подземелья. Три древние аланские крепости на Харьковщине, соединённые подземными ходами, являются свидетелями этого. Тайное исповедование православия шло, видимо, в подземельях и пещерах.

Но, как говорит евангельская истина: «Нет ничего тайного, что не открылось бы». Выпав, как звено, из цепи русского православия в период гонений, Хорошевский монастырь не переставал гореть пламенем несгораемым и тихо нёс свою миссию любви людям.

Бог не бывает поругаем… В монастыре, ближе к XIX веку, наступил необычайный расцвет обители. Словно долго хранимые таинства выплеснулись наружу материальным изобилием. Здесь, вместо деревянных церквей, были построены два каменных храма: первый – Вознесенский, второй – Архистратига Михаила. Архангел Михаил, ахистратиг небесного воинства, по христианскому учению, победил сатану в космическом двоеборстве. Так и мысли, хранимые в сердцах многих просвещённых православных христиан, дали изобилие материальных плодов. Архивные описания состояния церквей и обители в тот период дают представление о результатах творческого труда многих поколений верующих, начиная с 861 года.

Побывал в наших краях в 1709 году сам Пётр I, который даже заложил кирпич в восточной стене алтаря изюмского городского собора во имя Преображения Господня. 2 июня 1709 г. он побывал и в Харькове, слушал литургию в Покровском соборе в праздник Вознесения Господня и даже, по обыкновению, сам читал Апостола. Посетила наши края и Екатерина II, которая, по словам местных жителей, дала своё толкование названию села Хорошево: дескать, «хорошая местность». В далёком Петербурге знала о Хорошевском девичьем монастыре и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, передавшая на вечное пользование монастырю свои сбережения – 5000 рублей серебром. Особую любовь питал к Хорошевскому монастырю и архиепископ Харьковский Филарет (Гумилевский), внесший значимый вклад в процветание этой обители.

 

 

Слобожанские

православные святыни

 

 

Икона Ченстоховской Божией Матери

 

Икона Печанской Божией матери (Изюм)

 

Икона Печанской Божией Матери

   

 

Икона Озерянской Божией Матери

   
   

Слобожанские

православные храмы

 

  Покровский собор в Харькове.

Вид с Лопанской набережной

 

Покровский собор в Харькове.

Озерянская церковь

 

Харьков. Клочковская церковь

(Пантелеймона целителя)

 

Харьков. Лысогорская церковь

(во имя Казанской Божией матери)

 

Харьков. Заиковская церковь

(во имя Александра Невского)

 

Харьков. Церковь во имя

Константина и Елены

 

Церковь на Залютино

 

Церковь в пос.Жихарь

 

Хорошевское городище и село

Хорошевское городище расположено в 18 км от города Харькова, вблизи реки Уды, на правом её берегу.

Нерукотворная возвышенность исчерчена продольными изгибами крутых валов, которые, в свою очередь, имеют волнистую поверхность. Со стороны реки она покрыта травами, луговыми цветами; с севера – зарослями вьющихся непроходимых кустарников, оберегающих основание городища от оползней; с востока возвышенность соединяется с горной грядой, дополнящей и подчёркивающей её былую неприступность и обособленность (ранее укрепление не имело подъезных дорог). Крутизна и высота возвышенности делает её похожей на дрейфующий корабль. Как ласточка ищет под крышей места для гнезда, так молитвенное место требует высоты и уединения. Став у подножия величественного городища, чувствуешь себя маленькой лёгкой частицей, хочется вспорхнуть ввысь и, расправив крылья, с высоты полёта увидеть красоту этого края: ровни лугов и пышность леса, зеркальную гладь бегущей реки и отражение плывущих облаков. Намоленные веками места хранят необычайную благодать, очищающую сердце и душу. Здесь ощущаешь зов пространства и чудится звон колоколов.

Однажды вначале ХХ в. городище со стороны Яструбивки (западная часть) выдало людям свою тайну. Вдруг оползень открыл взору местных жителей вид большой железной двери с огромным амбарным замком. Тут же доложили игуменье монастыря, та вызвала из Харькова комиссию, и дверь вновь замаскировали "от недобрых людей", посадив для скрепления грунта дерево, ибо воды снеговые и сливные разрушали грунт. Дверь в народе называлась «турецкой», а чуть поодаль к югу от городища находился Турецкий вал, далее тянулась насыпь с дорогой, соединяющей Червоную Гору с городищем. Дорога вела на Соколово и Змиёв.

Рядом с четырёхугольной возвышенной площадкой монастыря находится Гуляй-горка, где и поныне расположено монастырское кладбище. Предание говорит, что рядом с ним в незапамятные времена стояла церковь, но однажды она внезапно ушла под землю. Дети всё бегали и прикладывали уши к земле, пытаясь услышать подземную службу. В окрестностях городища вся местность исчерчена извилистыми глубокими рвами. На северо-западе такой ров отделяет Хорошево от посёлка Бабаи.

Вот как описывали Хорошевское городище в 1881 году «Харьковские губернские ведомости», №№ 43-45 за февраль месяц в статье Ю.И.Морозова «О городищах»: «Хорошево городище привлекает внимание и своими огромными размерами, и целым рядом легенд, сохранившихся в народе, о тех сокровищах, которые будто бы там зарыты.

Рассказывают, напр., что какой-то хан зарыл в этом городище рукавички и шапку, сделав над ними заклинание такого рода, что сумеющий найти эти вещи получит возможность не только обладания зарытыми там же сокровищами, но и властвования над всем этим краем. Другие рассказывают, что в Хорошевом городище существует пять тщательно скрытых подземелий, из которых в одном сложены золотые деньги, в другом – серебряные, в третьем – посуда, в четвёртом – оружие и в пятом – порох; при этом добавляют, что всё это оставлено татарами, прежде здесь жившими, перед уходом их в Крым, - ввиду сплотившейся силы русского населения и грозности его вооружения.

Хорошево городище имеет, как сказано выше, около трёх вёрст в окружности и представляется в виде четырёхугольника, составленного двумя рядами валов, разделённых между собою широким и глубоким рвом. На северо-западном угле четырёхугольника имеется небольшой придаток, пространством около четырёх десятин, занятый Хорошевским женским монастырём. Благодаря издавна приютившемуся здесь монастырю, эта часть городища сглажена более прочих и в настоящее время заметны только слабые следы существовавших прежде валов. Северная сторона описываемого четырёхугольника расположена по краю крутого излома возвышенного правого берега реки Уды в долину её; остальные три стороны расположены частью у краёв глубоких оврагов, а частью – по крутым склонам площади городища к окружающим его ярам. В иных местах овраги, постепенно увеличиваясь, уже давно уничтожили бывшие здесь части валов; в других местах в валах сделаны проезжие дороги, а в третьих – временные потоки дождевой и снеговой воды образовали естественные разрезы валов, позволяющие видеть весь тот материал, из которого они были сделаны...

...Вся площадь городища занята селением Хорошевым, которое на восточной стороне городища перешло далеко за валы и таким образом, на этой стороне, на валах, расположились избы, сарайчики, погреба, сады, огороды и даже семейные кладбища, - тут же среди села, по давнему обычаю погребать покойников «в садочках», по которым они ходили при жизни...

...Осмотры естественных разрезов двух валов, окружающих Хорошево городище, показали, что нередко под этими валами лежат довольно большие слои обугленных в большей или меньшей степени дубовых брёвен... Полуобугленные дубовые брёвна, сильно перегнившие, можно и теперь найти во многих частях валов, и эти брёвна дают повод думать, что быть может первоначальное поселение, находившееся в этой местности, было обнесено высоким острогом из толстых брёвен; - подобно тому, как например и город Харьков имел, по описи 1662 года, «дубовый острог с обломами, и с полостями, и с западными таранами». (Филарет, епископ Харьковской епархии, П, 67)

...Ещё недавно около Хорошева существовали огромные леса (в том числе и Бабаёвские) из многовековых дубов, срубленных и уничтоженных на наших глазах: значит, лесной материал находился в достаточном количестве для обнесения острогом столь большого укрепления, как Хорошево городище. Конечно, были в городище и жилые постройки, частью из дерева, а частью из глины, камыша и соломы, как это водится и теперь. Но однажды случившийся пожар уничтожил, быть может, всё городище. Между тем, пункт был очень важен – и по разным угодьям, и в стратегиченском отношении – и потому, для возобновления, всего скорее и всего легче было устроить валы, для сооружения которых имелось много материала...

...Кроме того, в разрезах валов встречаются иногда прослойки щебня, обыкновенно в виде мелких кусков. В какие постройки входил кирпич, давший этот щебень, - неизвестно. (подземные ходы?Прим. автора)...

...Видно только, что мы имели дело с сильно нажитым местом очень древнего времени как в этом убеждают следующие обстоятельства. Повсюду, где бы вы ни начали копаться в валах Хорошева городища, вам попадаются во множестве черепки самой грубой глиняной посуды, приготовленной руками без помощи станка и снабжённой первобытными, очень грубывми узорами, которые в мягкой ещё массе глины были выдавлены ногтем или заострённой палочкою. Черепки эти перемешаны с осколками костей и зубами, бычачьими, бараньими и даже медвежьими, - и поражают своим множеством и во всех виденных нами городищах.

В Хорошевом Городище мы нашли две штуки каменного метательного (с помощью пращи) орудия, из которых одно приготовлено из красного, очень твёрдого песчаника; а так как месторождений этого песчаника нет на сотни вёрст в окружности Харькова, то следовательно найденное нами метательное орудие было принесено сюда издалека. Но кем и когда? Любопытно для нас было сходство этого метательного орудия с тем, рисунок которого помещён в описании раскопки кургана Перепетихи, в Васильковском уезде Киевской губернии. Этот очень древний курган, раскопанный в 1845 году, упоминался как межевой знак в грамоте великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, 1159 года... Нашли мы ещё одну бусинку каменного мониста, совершенно похожаго на те, которых целые нитки мы видели в разных коллекциях российских древностей...

...Если к этим остаткам глубкой старины прибавить ещё найденный нами там же на валу Хорошева Городища полусгнивший пень огромного дуба, - по крайней мере ровесника пням на Кулулёвском городище, и конечно посаженного на валу не вскоре после сооружения его, то время сооружения городища отодвигается чуть не до эпохи великого переселения народов!...

...На основании всего вышесказанного, для нас не существует ни малейшего сомнения в справедливости заключения Филарета, что Хорошево Городище – памятник дотатарской древности (Опись Хар.епар,П, 27).

... На южной стороне Хорошева Городища, среди кустарников (на месте уничтоженного леса), разбросано несколько небольших курганов – здесь же, неподалёку, вдоль дороги на сс. Соколово и Мерефу, тянется более чем на версту вал, часто уже уничтоженный дорогою, и восходящий на Красную Гору, которая господствует над Хорошевскою. Спрашивается теперь: могильные ли эти курганы? И не входил ли этот вал в состав городища? – Эти вопросы могут быть разрешены только при помощи больших раскопок, для осуществления которых единоличных недостаточно...»

Очень вероятно, что в древности Хорошевское городище имело подземные ходы. Вот что читаем в книге Леонида Могулина «Тайны подземного Харькова» (Харьков, 2005 г.): «В своём труде Филарет сообщает о трёх подземных ссоружениях: под Покровским собором, между Харьковом и Куряжским монастырём и в Хорошевском монастыре… он, в частности, пишет о том, что обитатели Хорошевского женского монастыря пользовались во время набегов татар подземными сооружениями, вход в которые охраняла железная дверь… ("турецкая" дверь? Прим.автора) Далее, это не просто какие-то подземные ходы, вырытые случайным образом, на скорую руку и т.п., а капитальные сооружения. Ходы, называемые, как правило, «галереями», сводчатой формы, то есть не просто вырыты, а сделаны, с точки зрения безопасности, надёжно и в расчёте на долгий срок службы. Галереи, если смотреть на них сверху, имеют геометрические правильные формы, местами в них сделаны симметричные «рукава», одни с выходом на поверхность, другие с тупиками… Судя по размерам так называемых «галерей», они строились таким образом, что в них свободно проходило одновременно 2-3 человека. а некоторых даже свободно мог проезжать экипаж… В некоторых местах комиссия обнаружила двухъярусные галереи, что поражает даже современного человека, знакомого с метро… »

Немного об истории села на фоне общих исторических событий:

Украина находилась под властью Литвы до 1569 года. С 1569 года под властью польского короля. В 1571 г. Царь Иван Васильевич Грозный устраивает сторожевую службу с целью защиты от татар: Павлово селище, Донецкое городище, Хорошево городище: “Через Хорошев колодезь, за Удскіе ровни”.

1589 г. Начало поселения в пределах русских владений заднепровских выходцев: черкасс, малороссиян. (Харьковскій Календарь, 1873 г.)

1617 г. Первое переселение 10 000 казаков из польской Украины на р. Донец (списки, XXXVI). Появились казаки и в Хорошеве.

Известно, что при царице Анне Иоановне строилась Украинская оборонительная линия из семнадцати крепостей. Возможно, это событие явилось причиной переселения монастыря на место теперешнего расположения.

Согласно данным Д.И.Багалея, в Хорошеве располагалась своя казачья сотня, в 1732 году в Хорошеве была основана трёхклассная школа, для детей казаков.

Вплоть до начала ХХ века село оставалось культурным и торговым центром, при монастыре устраивались несколько раз в год ярмарки.

В период установления советской власти на Украине главными событиями для села явились коллективизация и религиозные гонения, которым подверглись обитатели Хорошевского монастыря. Сохранился трагический документ того времени: заявление монахинь и послушниц монастыря с протестом против политики превращения обители в колонию падших женщин. В 1921 году монастырь прекратил своё существование, о дальнейшей судьбе его обтателей с тех пор ничего не известно.

Прошло ещё более полувека, и в 1986 году с ведома властей произошло окончательное разрушение монастырских строений.Почти не осталось материальных свидетельств о том, средоточием какой напряжённой духовной жизни было село Хорошево.

 

 

 

 

 

 

 

    Окрестности села Хорошево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Один из знаменитых валов Хорошевского городища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглая Башня.   

Остатки укреплений

Хорошевского городища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жители села Хорошево вскоре после коллективизации

Лишь память людская хранит мифы, являющиеся отголосками истории.

Как-то я спросила пожилого мужчину, попутчика в автобусе: «Что вы знаете о Хорошевском монастыре?» Он ответил: «Раньше это место называли Тархан». В древнерусском лексиконе тарханом называли владельца крупной вотчины, пользовавшегося особыми преимуществами. Кто же был знатным крупным владельцем Хорошева городища? Это ещё одна тайна, к которой прикасаешься при изучени истории Хорошева. По моим соображениям, поскольку мать Владимира Красное Солнышко, Малуша, была дочерью половецкого князя Мала (см.В.Чивилихин, Память), то можеть быть Хорошево было наследственной вотчиной Владимира?

Далее, обращаясь мыслью к особо почитавшимся "местным" иконам, память о которых сохранилась до наших дней, я спрашиваю себя: икона "Ченстоховская Божья Матерь" - не она ли была принесена Кириллом и Мефодием в наши края? (Ведь известно, что до Слобожанщины они проповедовали на территории Моравии и Польши).

Вот что известно мне в настоящее время, но и этого достаточно, я думаю, чтобы понять, сколь важно прикосновение к тайне, которая находится буквально рядом, в окрестностях твоей малой родины..Кто знает, может быть кому-нибудь ещё удастся восстановить утраченные страницы истории села?

Выпускница механико-математического факультета ХНУ им. В.Н.Каразина Брагина В.М. (под редакцией автора сайта)
Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт