|
Человечеству хочется песен, писал в
начале 60-х Леонид Мартынов. Смеем утверждать:
человечеству хочется Прозы. Ему надоели тексты.
Харьков литературный - это особая статья. Если
говорить об именах известных, то одни здесь
только начинали, другие делали вынужденную
посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу
Бунину, привязывались к городу одной из тех тысяч
нитей, чьи пути неисповедимы. Но очень мало для
кого Харьков стал станцией назначения на пути в
большую литературу. Отчего так? Может быть
оттого, что Харьков не провинциален, он всегда со
столицами на равных, вот только чином
соответствующим не вышел. Менталитет города
складывался на стыке украинской и русской
культур, но в нем слышно эхо и еврейской, и
польской, и татарской культуры...
Харьков по праву считается колыбелью
украинской литературы. "Впервые то, что
можно уже назвать украинским литературным
движением, видим мы в конце второго десятилетия
XIX в. ... : в столице Слободской Украины - Харькове...
В Харькове один за другим выступает ряд
писателей с большими или меньшими дарованиями,
пишущих по-украински в харьковских изданиях:
Петр Гулак-Артемовский, автор нескольких
прекрасных стихотворений..., Григорий Квитка -
автор первых украинских повестей, Амвросий
Метлинский и Николай Костомаров - украинские
поэты и этнографы. Харькову же принадлежали и
такие деятели, как...автор первой украинской
грамматики Павловский (1808), издатели украинских
песен Цертелев (1819), Срезневский (1833) и др."
(М.С.Грушевский. Очерк истории украинского
народа). Здесь жили и творили философ и поэт XVIII
века Григорий Сковорода,
основоположник украинской драматургии Григорий Квитка-Основьяненко,
здесь появился первый в Украине литературный
журнал "Харьковский Демокрит"
(который был, к тому же, и первым юмористическим
изданием).
Можно упомянуть и такой феномен, как
харьковская диаспора - в не совсем, может быть,
традиционном значении слова. На любой параллели
вы встретите бывшего харьковчанина, и, как
правило, это окажется человек с именем. Если б
удалось собрать в одном месте всех интересных
людей, чья судьба пересеклась с Харьковом, мы
попали бы в компанию знаменитостей, среди
которых немало литераторов.
О днях минувших расцвета и трагической гибели
харьковских литературных объединений 20-х - 30-х
годов, о творчестве одного из величайших
русских поэтов второй половины ХХ века -
представителе племени шестидесятников Борисе
Чичибабине - и о встающей как феникс из пепла
украинской литературе расскажет вам Харьковский
литературный музей.
Период 90-х годов XX века - первые годы
независимости Украины - был ознаменован в
Харькове многими литературными начинаниями,
которым, как правило (и увы!), не суждено было
продолжительное существование. Если ранее
литературное творчество хирело под гнетом
цензуры, а некоторые инакомыслящие, как
например, Эдуард Лимонов, обрели возможность
самовыражения, покинув пределы не только
Харькова, но и Союза, то теперь литературе
приходилось несолоно хлебать из-за финансовых
ограничений. У новой Украины было слишком много
других неотложных задач, чтобы думать о
полномасштабных государственных вложениях в
культуру, образование, науку, в том числе и для
поддежания литературных организаций и изданий. А
меценатами нового толка тогда наше общество еще
было не богато.
Однако нельзя пройти мимо того факта, что
неоднократно предпринимались попытки
организовать самобытные периодические издания и
литературные объединения. К ним относятся
"Чумацький Шлях" и "Бурсацкий спуск"
как попытка воплощения художественных принципов
двух групп харьковских литераторов - украинских
и русских. Журналы эти выходили в 1992 году.
Интересным обещал стать журнал прозы "Темные
аллеи", выпуск которого начался в 1995 году. С 1992
по 1998 годы на средства Харьковского
благотворительного фонда "Зеркальная
струя" издавалась
одноименная литературно-художественная газета,
что привело к неформальному объединению
харьковских поэтов и любителей поэзии. До сих пор
длится традиция их встреч у фонтана
"Зеркальная струя", что на Сумской - каждое
первое воскресенье месяца. Не потерял своего
лица и харьковский клуб песенной поэзии имени
Юрия Визбора - явление уникальное в культурном
пространстве Харькова. Он существует при Доме
ученых уже сорок лет как детище бардов 60-х годов
и, похоже, собирается оспаривать славу
долгожителя у британских клубов.
Харьков - город известных книжных издательств:
к ним относятся "Фолио", "Майдан",
"Золотые страницы", "Калейдоскоп"
,"Око"и др. Одним из значительных явлений в
литературной жизни Харькова стало проведение
ежегодных февральских книжных ярмарок, к
которым приурочиваются интересные встречи с
поэтами, писателями, бардами Украины и России.
Представить харьковскую литературу в полном
объеме - конечно, задача непосильная, но здесь вы
найдете антологию одной поэтической страницы
как отражение харьковской поэзии, информацию о
некоторых литературных объединениях и группах, а
также познакомитесь с деятельностью
Харьковского литературного музея.
На начало |
|