Часть
первая
Харькову суждено было стать первопроходцем
украинского рока, подтвердив статус "Первой
столицы". Самая высокая в стране концентрация
высших и средних учебных заведений, и, как
следствие, наличие склонной к экспериментам и
остро чувствующей новое студенческой среды не
могли не привести к появлению уже в 1964 году
любительских исполнителей новомодной музыки.
Основным толчком послужило, как и в случае многих
других европейских стран, творчество BEATLES и
других представителй так называемого
"британского бита" - первые харьковские
группы копировали вокально-инструментальную
манеру своих ливерпульских кумиров, с упором на
звук электрогитар и на многоголосый высокий
вокал.
Первой харьковской группой стали "Идолы",
названные так по рубрике "Идолы молодёжи" во
французском журнале "NOUS LE GARSONS ET LE FILLES",
издававшемся молодежной коммунистической
организацией - единственном, по вполне понятным
причинам, источнике информации о новой музыке,
который был доступен харьковским
старшеклассникам и студентам, составившим
костяк зарождавшейся рок-музыки. Это были, во
первых, девятиклассники 105-й школы во главе с
гитаристом Алексеем Российским. Их смесь
традиционного рок-н-ролла, британского бита и
ритм-энд-блюза нашла живой отклик в молодёжной
аудитории, и концерты на школьных и студенческих
вечерах и во дворцах культуры проходили с полным
аншлагом. Весьма популярными концертными
площадками стали Дворец студентов, ДК
Железнодорожников и ДК "Пищевик". Другим
популярным ансамблем были созданные студентами
текстильного техникума Алексеем Ветчинкиным и
Александром Дроздиным "Сорванцы", первыми в
городе начавшие писать собственные композиции
(самый большой хит 1965 г. - "Все время дождь"
А.Ветчинкина).
За ними последовали "Интеграл" Г.Акопяна,
"Континенталь" В.Хургина и "Лелеки",
первыми начавшие писать украинские тексты.
К середине 60-х годов свои рок-группы были
практически в каждом харьковском ВУЗе (даже в
танковом училище успешно функционировала группа
"Эпицентр", прославившаяся песней "Танки
идут ромбом"), что привело в 1967 году к созданию
при Дворце Студентов первого харьковского
рок-клу6а, просуществовашего - увы! - всего
несколько месяцев.
Харькову принадлежит и пальма первенства в
рок-прессе. По свидетельству авторитетной
энциклопедии подпольной музыкальной
журналистики "Золотое подполье", первое
такое (естественно, самиздатовское) издание
"Бит-Эхо" увидело свет в Харькове в 1966 году.
Появился только один номер (8
страниц машинописного текста), изданный в
количестве экземпляров, соответствовавшем одной
закладке в пишущую машинку - недремлющие власти
отреагировали немедленно.
К концу 60-х годов рок-культура в городе
подверглась окончательному разгрому, что
вынудило многих музыкантов либо покинуть
Харьков, либо полностью изменить характер своей
деятельности. Пожалуй, дольше всех
просуществовал ансамбль Ю.Шварца "Апрель",
выступавший при студенческом клубе ХГУ, однако и
он вскоре прекратил опасное музицирование.
Понадобилось более десяти лет, чтобы рок-музыка
в Харькове вновь стала легальной. Отсчет
"второй волны" ведется с подпольного
концерта Б.Гребенщикова (1984 год), организованного
будущими основателями нового харьковского
рок-клуба. Но это уже совсем другая история.
|