|
Первую композиционную группу
открывает статуя крепостной крестьянки с
младенцем на руках, известной под названием
"Катерина", воспетой Т.Г.Шевченко в
одноименной поэме. Долго и настойчиво искали
Н.М.Ужвий, которая позировала для этой фигуры, и
М.Г.Манизер наиболее выразительный вариант.
Вначале героиня обхватывала голову правой рукой.
Этот жест был полон отчаяния, но слишком
однозначен, не раскрывал многогранности
шевченковского образа. Пытались показать
Катерину в движении. Наконец нашли наилучшее
пластическое решение - женщина остановилась,
прижав дитя к груди. Как у Т.Г.Шевченко:
Стала в поле, словно
тополь, |
У дороги пыльной, |
И росой рассветной
слезы |
Пролились обильно. |
И не видит за слезами |
Света Катерина. |
Только крепче
прижимает, |
Да целует сына. |
|
Катерина - воплощение
пленительного образа женщины-матери. В нем нашли
свое выражение не только горе, но и чистота,
чувство собственного достоинства, гордость. На
прекрасном лице - задумчивость, скорбь, глубокие
переживания легли морщинками между строгими
дугами бровей. Свободно льющимися линиями,
плавно переходящими одна в другую, скульптор
лепит объем, передает красоту материнских рук с
трепетными пальцами. Несколько обобщенно
решенный платок оттеняет тонко моделированное
лицо с легкими тенями на лбу, щеках; и лицо
женщины кажется живым, подвижным. Глубина
перевоплощения Н.М.Ужвий в работе над образом,
возможно, помогла скульптору найти форму
пластики - мягкой, одухотворенной,
доступной, казалось бы, только мрамору.
Монументально обобщенная трактовка фигуры в
целом подсказана решением всего памятника.
Композиционная пауза между статуей Катерины и
последующими скульптурами подчеркивает ее
одиночество, усиливает трагедийное звучание
образа. Вслед за поэтом актриса и скульптор
подняли образ Катерины до широкого
обобщения... |