Трёхсвятительский ("Гольберговский") храм

Имя храма

 
 

Общий вид храма

  
Крещальня в Трехсвятительском храме
Важнейшим актом, предшествовавшим строительству храма, всегда был выбор его названия. Трёхсвятительский храм назван в память о высоко почитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии  Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте, каждый из которых канонизирован как Вселенский учитель.  

Василий Великий  (ок. 330 - ок.379 гг.) родился в Кесарии, в благочестивой христианской семье. Мать семейства и пятеро из десяти её детей, включая Василия, были впоследствии причислены к лику святых. Известно, что Василий учительствовал в Константинополе и Афинах, преподавал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Почувствовав тягу к духовной жизни, отправился в Египет, Сирию и Палестину. Изучая труды святых отцов и следуя по стопам подвижников-отшельников, вёл аскетический образ жизни; после возвращения на родину принял церковный сан и стал впоследствии архиепископом Кесарийским. Будучи известен как ревностный защитник канонов христианской веры, церковной дисциплины, Василий оставался в своей жизни строг и воздержан, поддерживал монашество, помогал бедным и больным, основал учреждения для помощи верующим, в том числе два монастыря. Его почитали и христиане, и язычники, и иудеи.

  
Григорий Богослов (Назианзин) (ок.330 - ок.390 гг.) приобрёл в Афинах знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и особенно в ораторском искусстве.Однако его влекло духовное совершенствование и подвижническая жизнь. Некоторое время он был пустынником вместе с Василием Великим. По просьбе Собора епископов приехал в Константинополь, где в 381 году на Втором Вселенском Соборе был утверждён Константинопольским патриархом, однако добровольно отказался от высокого поста и вновь удалился в пустыню, где отдался писанию богословских книг. Сыграл значительную роль в оформлении догматов христианства.

Иоанн Златоуст (Хризостан) (ок.350 - 407 гг.) Будучи проповедником, Иоанн бичевал богатство и роскошь представителей духовенства, безнравственный образ жизни знати и даже царской семьи, за что подвергся преследованиям и заслужил всенародную любовь. Прозвище Златоуст он получил за особый дар красноречия, оставив по себе память как автор трудов по аскетике и экзегетике, духовных песен и катехизиса. В православном служении известна литургия Иоанна Златоуста.

Решение о возведении новой церкви во имя Трёх святителей было принято сходом жителей домов, расположенных в центральной части Заиковки, 9 января 1906 года и утверждено Епархиальным управлением.

Вероятно, на выбор названия храма повлиял тот факт, что один из инициаторов создания этой церкви, Григорий Гольберг, имел братьев Ивана и Василия, т.е. имена трёх братьев совпали с именами трёх святителей. В память о Григории Осиповиче Гольберге, отдавшем много сил и средств на возведение храма, позднее харьковчане стихийно присвоили Трёхсвятительской церкви ещё и второе название - Гольберговская.

Звезда Давида.Архитектурная деталь фасада
 

Латинский крест.Архитектурная деталь фасада

  
Греческий крест.Архитектурная деталь фасада
 

Строительство храма

  
 

Чертёж западного фасада

Участок для строительства храма имел площадь 750 кв. саженей (0,34 га) . Строительный комитет рассмотрел несколько вариантов проектов храма и остановился на проекте, предложенном многоопытным и авторитетным харьковским зодчим — профессором Технологического института М.И.Ловцовым.

Предложенное М.И.Ловцовым решение, не вступая в противоречие с каноническими требованиями к церковным зданиям, содержало новаторские идеи. В качестве прообраза было взято объёмно-планировочное и конструктивное решение церкви на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенной в 1895—1900 годах по проекту инженера В.А.Косякова.

Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года. М.И.Ловцов, тогда уже тяжело больной, не смог принять участия в торжестве. Его жизнь оборвалась 29 ноября 1907 года, когда на строительной площадке велись земляные работы. Закладка осуществлялась уже под руководством нового епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского.

Разносторонне творчески одарённый, с высоким художественным вкусом, обладавший широкими знаниями и опытом, В.Н.Покровский по натуре был новатором. Но в то же время он проявлял исключительно бережное отношение к замыслам своих предшественников, прилагая максимум усилий к их наилучшему воплощению в жизнь.

В ходе восьмилетних работ по строительству Трёхсвятительского храма В. Н. Покровский лично разрабатывал рабочие чертежи и шаблоны и наблюдал за ходом работ.

Для исполнения росписей храма был приглашен талантливый петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов. Труд по росписи храма Трёх Святителей А.Я.Соколов выполнял на протяжении двух лет, добившись при этом выдающихся художественных результатов. Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского. Особую художественную ценность Трёхсвятительской церкви придают уникальные интерьеры, которые с момента освящения храма и до настоящего времени вызывают заслуженное восхищение.

Чертёж восточного фасада

   
  

Иконостас. Царские врата

  

Адам.Роспись интерьера на хорах

  
Приведём отзыв современника, относящийся к 1915 году: "Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он ещё прекраснее внутри... Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно продумано и согласовано. ...По художественной росписи этот храм единственный и самый лучший в Харькове".

На строительство пошло около 2 млн. штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени. Площадь нового храма позволяла разместить в нём во время службы до 650 человек.

Имена архитектора В. Н. Покровского и художника А.Я.Соколова напечатлены на памятной доске, установленной на западной стене в зале храма.

  

Освящение храма

  
Торжественный акт освящения Трёхсвятительского храма, строительство которого было в основном завершено в конце 1914 года, состоялся 29 мая 1915 года. О торжественном освящении храма позаботились Г.О. и М.С. Гольберги. Совершить чин освящения изъявил желание Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, с 1901 по 1903 гг. возглавлявший Харьковскую кафедру.

28 мая в храм доставили из Куряжской обители святую чудотворную икону Озерянской Божьей Матери. Настоятель Куряжской обители Преосвященный Феодор заведовал порядком освящения. Высокохудожественные церковные принадлежности и утварь были приобретены в Москве у фабриканта Оловянишникова. Вызывали восхищение запрестольные кресты, Евангелие и дарохранительницы, выполненные в стиле роскошных изделий XVII века. Накануне дня освящения с 6 часов вечера Преосвященный Феодор совершил всенощное бдение по чину храмового богослужения в честь Трёх Вселенских Святителей, во время которого храм впервые осветили. Особенным образом расположенные светильники направляли свет вверх и на росписи алтарных стен. Середина храма освещалась громадной люстрой византийской формы "хороса" в виде громадного обода на массивных цепях, закреплённых в боковых стенах.

29 мая торжества начались в 9 часов утра при стечении множества людей. В храм пропускали только по приглашениям. Преосвященный Феодор (Лебедев), епископ Сумской, встречал Митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), Митрополита Антония (Храповицкого), члена Государственного Совета митрофорного протоиерея Т. И. Буткевича, наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Амвросия, наместника Покровского монастыря архимандрита Рафаила и других представителей духовенства. На богослужении присутствовали шталмейстер Двора его Императорского Величества М.К.Катеринич, вице-губернатор П.Н.Масальский, попечитель учебного округа П.Е.Соколовский, городской голова профессор Д.И.Багалей, ректор Харьковского университета профессор И.В.Нетушил, Г.О.Гольберг и М.С.Гольберг, архитектор В.Н.Покровский, художник А.Я.Соколов, представители военных властей, именитое купечество, видные общественные деятели, местные и приезжие богомольцы.

После помазания храма святым миром Высокопреосвященный Архиепископ Антоний поднял святые мощи и весь сонм духовенства и богомольцев обошел крестным ходом храм под торжественный звон колоколов. Затем последовал чин "возьмите врата князи ваша, возьмитеся врата вечные и внидет Царь славы! Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и сильный, в брани!" (Псалом 23,7-8). Распахнулась завеса, отделявшая притвор от храма, и крестный ход вступил в храм, затем в алтарь. Заключительную молитву произнес в царских вратах Святитель Флавиан.

 

'Древо жизни'.Фрагмент росписи притвора

  

'Ромашка'.Фрагмент росписи притвора

  

'Земляника'.Фрагмент росписи притвора

  
После обычного многолетия началась Божественная литургия. В конце литургии Высокопреосвященный Антоний произнес слово, посвящённое торжеству. Указав на то, как часто богатства и роскошь тратятся на суету и тщеславие, он отметил в наших людях исконную черту — любовь к храмам Божьим, жертвы и щедрость на их создание и украшение, остановившись при этом на примере, поданном супругами Гольбергами. От имени Куряжского Спасо-Преображенского монастыря им поднесли образ Трёх Святителей, и епископ Феодор произнес приветственную речь в их честь. На стене храма была установлена памятная доска с именами преосвященных, зодчего и художника.

После окончания торжества гости направились по приглашению Гольбергов к ним в дом, где всех потчевали хлебом-солью, а в 17 часов в Трёхсвятительской церкви началась каждодневная служба.

   

Из жизни храма

 
После революции 1917 года Трёхсвятительскую церковь в 1923 году превратили в склад, куда свозили церковное имущество из закрытых храмов. Но уже в 1925 году церковь удалось открыть вновь. В короткое время она завоевала большую популярность у харьковчан, превзойдя по числу прихожан городской и кафедральный соборы. Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного совета Трёхсвятительского храма заканчиваются 1929 годом, но известно, что церковь продолжала действовать до предвоенных лет. Служба в ней, возобновившаяся в 1941 году, продолжалась и во время Великой Отечественной войны, когда Харьков был оккупирован немецко-фашисткими захватчиками. Официальная регистрация храма состоялась в 1944 году.

В храме и сегодня идут службы, а праздничный перезвон колоколов услаждает слух жителей заречной южной части Харькова.

Трёхсвятительская церковь стала не только одной из лучших в Харькове, но по праву признана архитектурным памятником Украины.

1.01.2003


Народные поверья и приметы
leabul1e.gif (224 bytes) 14 января - день Василия Великого. Васильева ночь звездиста - лето ягодисто.
leabul1e.gif (224 bytes) Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
leabul1e.gif (224 bytes) Для украинцев особо важно то, что Василий - покровитель свиней, свинятник. "Свинку да боровка для Васильева вечерка" (нар.поговорка).
leabul1e.gif (224 bytes) 7 февраля - день Григория Богослова. Каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера  - предвестье второй половины будущей зимы.
leabul1e.gif (224 bytes) 9 октября - день Иоанна Богослова. Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день (21 ноября).
leabul1e.gif (224 bytes) Иоанн Богослов - наставник живописного, иконного дела, так как по преданию из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца.
  
Литература:   
   
1. И.Лизан, В.Е.Новгородов, А.Ю.Лейбфрейд, О.И.Денисенко. "Трёхсвятительская церковь в Харькове". -Харьков, 1999.
2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. -Москва. Изд-во "Правда", 1991.
***
  При создании этой страницы использованы фотографии из научно-популярного журнала "UNIVERSITATES", издаваемого Харьковским национальным университетом.
Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт