Навстречу 45-летию харьковского Клуба песенной поэзии им.Ю.Визбора

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛУБ ВИЗБОРА
   Поверь
(подражание Ю.Визбору)

Пока душа в угаре юном,
Пока весь мир у ног твоих,
Не верь своим болтливым струнам —
Пой для себя, пой для двоих.
И лишь, когда устанут чувства,
Когда увидишь смысл в простом,
Воспой торжественно и грустно
Свой старый чайник со свистком.
Воспой обычную дорогу,
И ноту "ля" воспеть не грех,
И потихоньку, понемногу
Петь начинай для нас, для всех.
Потом - внезапное прозренье,
Всё сможешь заново понять -
Нет той минуты в песнопеньи,
Всё проще. Надо помолчать.

Михаил Босин
 
 
Клуб песенной поэзии имени Юрия Визбора

Корни нашего Клуба уходят в Университет им. М. Горького на физико-математический факультет, первый курс, 1957 год. Так получилось, что в одну группу попали Сергей Шинкаренко, Степан Шустик, Валентин Варик и автор этих воспоминаний. Все понемножку играли на "семиструнках", любили Булата Окуджаву и Юрия Визбора (других авторов мы в то время не знали). Единственным источником нами любимых песен в то время был туризм. Только у костров, встречаясь с незнакомыми людьми, мы пополняли свой репертуар новыми песнями неизвестных авторов. На вопросы, чьи эти песни, мы уверенно отвечали - Визбор, искренне веря в то, что никто другой такого написать бы не смог. Лишь значительно позже мы узнали авторов текстов и мелодий всех этих песен.

От костра к костру, от исполнителя к исполнителю и тексты, и мелодии (не говоря о гармониях) "деформировались", так что до нас доходили далеко не авторские варианты песен. Многие песни переделывали и мы. Смешно сейчас сравнивать, например, песню "Федя" в нашем исполнении и в исполнении автора, Игоря Шапиро. Мне представляется, что наш вариант музыкально богаче. То же самое можно сказать об известных песнях "Ау", "Родник", "Шахматная баллада" и т.д.

Музыкальным лидером среди нас был всегда Сергей Шинкаренко, который, владея от природы необыкновенным чувством гармонии, получил великолепное музыкальное образование. Его педагогом была знаменитая Аблова (фортепианная школа Абловой и Гофмана, с которым она гастролировала в США, была одной из самых популярных в мире). Сергей играл на фортепиано как Бог (всего Листа, Шопена, Рубинштейна, Рахманинова и т.д.), но кроме классики Сергей был серьёзно увлечён джазом; он самостоятельно освоил саксофон, трубу, аккордеон и, в самую последнюю очередь, гитару. Но сочинял музыку к песням он всегда, сидя за фортепиано.

Благодаря Сергею Шинкаренко мы сразу же ушли от примитива туристской песни: три-пять аккордов, а в качестве компенсации - задушевность и искренность. Сергей с первых месяцев нашего знакомства организовал вокальный квартет (из выше названных ребят), которому аккомпанировал небольшой музыкальный состав: аккордеон, гитара, ударная установка. На аккордеоне играл сам Сергей, а на гитаре - Валерий Самохвалов (по кличке Шерр), который был настолько техничным гитаристом, что даже никто из сегодняшних московских бардов, включая всех тех, кто так украшает "Песни нашего века", не мог бы с ним потягаться. Шерр был с нами лет восемь, а потом бесследно исчез (многое бы отдал, если бы он нашелся).

Сергей Шинкаренко предлагал нам такие удивительные аранжировки песен, что о примитивизме речь у нас не шла с самого начала. Мы успешно выступали с нашими туристскими песнями (квартетом) на сцене университета и других вузов, нас знали и, кажется, любили. Я пишу "туристские песни", т.к. других терминов в то время не было, сейчас эти песни называют "бардовскими" или "авторскими" - всё это неудачно.

Поскольку в работу мы брали, в основном, хорошие стихи (часто - выдающихся поэтов), то со временем наше песенное творчество мы стали называть песенной поэзией. Но это ещё не был клуб, это была лишь творческая лаборатория во главе с Сергеем Шинкаренко. В то время поющих людей с гитарами было не очень много, и мы решили собрать всех в рамках одного из туристских слётов, которые в те годы начал проводить Вилл Виноградский. Так родился первый фестиваль туристской песни, который был не очень большим, но очень интересным.

Туристы оказались прекрасными слушателями, не скупившимися на комплименты; мы с Сережей, будучи организаторами этого фестиваля, приобрели большое количество новых знакомых, также увлекающихся песенной поэзией; в результате созрела мысль (которая очень быстро была реализована) - создать ансамбль туристской песни.

Этот первый в Харькове фестиваль туристской песни состоялся в октябре 1959 года в Коробовых Хуторах (под Казачьей горой), с тех пор он стал ежегодным традиционным. Представляется, что 1959 год и есть год рождения нашего Клуба (ныне имени Ю. Визбора). Именно в 1959 году в Харькове был создан ансамбль туристской песни, который был "под крышей" Дома народного творчества (на ул. Пушкинской) и которым руководил Сергей Шинкаренко. Ансамбль туристской песни просуществовал до 1966 года. За это время был накоплен большой репертуар (более 50 песен), все песни были аранжированы С. Шинкаренко и исполнялись в 3-х и 4-х-голосном вариантах.

В основном, это были известные ныне песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Якушевой, Н. Матвеевой, А. Городницкого и др. известных авторов. Прекратил работу наш ансамбль из-за отказа нам в помещении: закрыли для нас двери Дома народного творчества, не нашлось для нас помещения и в университете. Стали нам мешать и в проведении фестивалей в "Коробках". В 1966 г. перед паромом мы были встречены "искусствоведами в штатском" (так их называл Валерий Бобок, солист нашего ансамбля), в результате фестиваль в "Коробках" был сорван, но мы не разъехались по домам, а обосновались на новом месте, в Подгородней. В следующем, 1967 году, мы провели фестиваль опять в "Коробках". Последний фестиваль в Коробовых Хуторах прошел в 1969 году. Дело в том, что я должен был уехать из Харькова, а Сергей Шинкаренко, будучи прекрасным музыкальным лидером, не был организатором. Наш коллектив распался на добрый десяток лет.

Тем не менее, мне хорошо известно, что к тому времени появились другие организаторы, туристская песня, переименованная в "бардовскую", продолжала развиваться в Харькове, появились имена Григория Дикштейна, Владимира Крастошевского, других мастеров, которые, по-видимому, творили и раньше, но мы о них ничего не знали.

Трудно описать ту необычайно теплую и доброжелательную атмосферу, которая была на наших фестивалях в "Коробках". До горизонта горели костры, у которых пели. Можно было остановиться у любого костра, послушать, самому спеть, везде тебя накормят, нальют чайку, предложат отдохнуть в палатке. Постоянно менялся состав слушателей у любого костра, одни и те же песни приходилось иногда петь по 10-20 раз за ночь. Это были незабываемые ночи.

Бывали у нас и гости на фестивалях. Из наиболее именитых (по нынешним понятиям) назову Юлия Кима, Евгения Клячкина, Юрия Кукина, Бориса Парчина и др. В то время они не были знаменитостями, они были такими же парнями, как и мы, очень любили всякие "приколы" и розыгрыши.

После десятилетней паузы, когда я приехал в Харьков, мы предприняли несколько попыток собрать нашу "старую гвардию". В конце концов, мы собрались "под крышей" клуба завода "Поршень" (зав. клубом был нашим товарищем). Это было уже в 1979 году. Можно сказать, что начался второй этап развития нашего Клуба. Кроме старичков (я имею в виду себя, С. Шинкаренко, А. Виноградского, В. Бобка и др.), к нам уже пришли такие мастера как Владимир Олейниченко, Татьяна Кротченко (бывшая соученица С. Шинкаренко и С. Шустика по средней школе), Владимир Лесной; пришли к нам Константин Очаковский, Татьяна Соловьева и многие другие.

Творческих лабораторий оказалось уже несколько: лаборатории Шинкаренко, Лесного, Олейниченко. Мы знали о существовавшем в то время городском клубе авторской песни, знали прекрасных авторов этого клуба: Владимира Васильева, Александра Винтровича (дуэт "Вариант"), Алексея Пугачева и многих других. Но, к сожалению, ни разу в то время мы не соприкоснулись с этим клубом.

В 1984 году мы поменяли место наших сборов и заседаний. Новым местом, новым Домом для нас стал Дом Ученых г. Харькова. 5 ноября 1984 г. состоялся первый концерт нашего клуба в зале Дома Ученых. В концерте участвовали: Владимир Лесной, дуэт Владимир и Любовь Олейниченко, Николай Бобров, дуэт Сергей Шинкаренко и Михаил Босин, трио Татьяна Кротченко, Сергей Шинкаренко и Михаил Босин, Александр Виноградский, Валерий Бобок, Константин Очаковский. Это был первый наш концерт "в галстуках", т.е. на сцене прекрасного, хоть и небольшого, зала, где зрителями и слушателями были в основном ученые Физико-технического института низких температур и Украинского физико-технического института. Многие из них хорошо нас знали еще по "Коробкам".

Во всех наших выступлениях до этого памятного концерта мы были обычно в штормовках, выступления проходили в туристских походах, в вагонах поездов, на загородных слетах, в заводских цехах и даже просто на улицах. Но "штормовочная" эра песенной поэзии практически во всей стране уступала свое пространство концертным залам, песенным театрам, профессионализму. Закончилась "штормовочная" эра и в нашем клубе. Встречи, репетиции, концерты чаще всего проходили в зале Дома Ученых - прекрасного бекетовского особняка, где своды и стены, акустика как бы специально были созданы для жанра песенной поэзии.

С 5 ноября 1984 г., т.е. с первого концерта в бекетовском доме, началась новая эра в жизни нашего клуба: мы стали часто выступать в концертных залах, в том числе и в больших (во Дворце студентов, в ДК "Строитель", в университетском зале, зале института культуры и т.д.) К нам потянулись любители жанра поэтической песни, а вместе с ними и любители тусовок, которые принесли в Клуб шлягерное начало, песни совсем другого жанра (полурок, полубезвкусица...) Численно Клуб рос, "как на дрожжах", а художественный уровень и внутренняя культура стали падать.

Пришлось встать на защиту жанра разными способами, в том числе и непопулярными. Клуб поредел, но сохранил духовную и творческую ориентацию, которая была заложена песнями Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, В. Высоцкого, А. Галича, Н. Матвеевой и т.д.

В то же время, в первый же год нашего пребывания в Доме Ученых, Клуб приобрел милых моему сердцу людей: Валерию Бакуменко, Юрия Верниченко, Николая Чернова, Александра Мармена, Александру Гончаренко; несколько позднее - Наталью Сагайдакову, Наталью Дорошко, Владимира Дмитренко, Михаила Андриенко, Вадима Свиридова и нашего старейшину - Дивинского Михаила Романовича. О каждом из этих людей можно писать отдельные книги, эти замечательные люди в течение многих лет являлись, а некоторые из них и сейчас являются, фундаментом и стражем-хранителем лучших традиций Клуба песенной поэзии им. Ю. Визбора. Это имя было присвоено Клубу после первого концерта, посвященного памяти Ю. Визбора, который состоялся в ДК "Строитель" в 1989 году; главными организаторами и авторами первого варианта сценария были Валерия Бакуменко и Александр Мармен.

Настоящим взрывом в творческой биографии Клуба был приход в Клуб Екатерины Капельниковой и Владимира Крастошевского. Творческая "планка" Клуба резко повысилась: профессионализм Володи как автора и исполнителя своих песен, обворожительные Катины песни; в это же время наиболее продуктивно работал Сергей Шинкаренко со своим квартетом; короче говоря, в Клуб стало тяжело попадать (не все желающие получали такую возможность). Это время было расцветом Клуба, практически он поглотил все остальные харьковские клубы, на заседания Клуба стали приходить профессиональные музыканты (из института искусств), частыми гостями Клуба стали Григорий Дикштейн и Владимир Васильев. Автоматически Клуб песенной поэзии им. Ю. Визбора стал базовым клубом при проведении всех харьковских фестивалей (и не только харьковских), почти всех бардовских концертов в Харькове, Харьковской области. Так продолжалось до начала 90-х годов.

Начало 90-х было тяжелым для клуба. Массовые отъезды харьковчан на ПМЖ в другие страны не обошли и нас. Сначала уехал Владимир Крастошевский, которого хорошо знали в других городах, и который всюду представлял наш Клуб. Затем уехала Катя Капельникова, благодаря которой в Клубе всегда было приподнятое настроение практически у всех (такой была наша Катя), уехала Наталья Дорошко, которую высоко ценил Борис Алексеевич Чичибабин и которая была не только хорошим поэтом, но и хорошим писателем-прозаиком. Вскоре после отъезда Наташа умерла (в Израиле). Перестал приходить в Клуб Вадим Свиридов, обладатель прекрасного голоса, хороший исполнитель (черт его потянул в большую политику). Практически перестали посещать заседания Клуба Владимир Дмитренко, Татьяна Соловьева, Александра Гончаренко, Татьяна Скобликова, Элеонора Булгакова и др. В Клубе наметился спад.

И тут я готов низко поклониться старейшинам Клуба, у которых как бы открылось второе дыхание, и творчество в Клубе не только не заглохло, но обрело необычно глубокие формы.С появлением в Клубе Ольги Подлесной, Ольги Беды и Элеоноры Булгаковой (1994 г.) стало просматриваться в творчестве Клуба и чисто поэтическое направление; несколько иначе стали проходить заседания Клуба, они стали богаче, разнообразнее, интересней. Прекрасные песни стали писать Сергей Шинкаренко, Владимир Лесной, Юрий Данилов; радовали нас шутки Николая Чернова, поэзия Ольги Подлесной, Ольги Беды и Александра Виноградского. Саша Виноградский, работая в знаменитой Харьковской спецмузшколе-интернате, часто стал приглашать на наши заседания талантливых детей - лауреатов международных конкурсов, которые наполняли изумительной классической музыкой своды нашего Замка -Харьковского Дома Ученых. Иногда стал приходить к нам прекрасный гитарист и педагог Владимир Доценко, по-видимому, по его совету стали захаживать к нам гитаристы-студенты института искусств, радуя нас своими исполнительскими программами. Этот период (конец восьмидесятых - начало девяностых годов) можно- было бы назвать периодом самоутверждения Клуба, нам стало понятно, что мы уже самодостаточны. С другой стороны, в Клубе находили свой интерес музыканты и поэты, стоящие в стороне от жанра песенной поэзии, прекрасные художники (Борис Чурсин, Вячеслав Новиков и др.), альпинисты, яхтсмены, ученые и просто люди с высоким уровнем внутренней культуры.

Другими словами, Клуб песенной поэзии им. Юрия Визбора уже к этому времени стал являть собой целый пласт культуры нашего города. Громадным был и возрастной диапазон членов Клуба: от 15 до 75, от школьника до профессора; всем было интересно в этом необычном общении.

Вторым взрывом в жизни и творчестве Клуба было появление Олега Бондаря. Он как вихрь ворвался в жизнь Клуба, приведя с собой целую плеяду талантливых поэтов, в том числе и своего учителя Марка Ивановича Богославского, замечательного поэта и педагога. Заседания Клуба стали проходить настолько интересно и разнообразно, подчас неожиданно и непредсказуемо (особенно, если учесть молниеносные литературные пародии Олега), что каждое заседание превращалось в настоящий спектакль, который оставлял глубокие впечатления у членов и гостей Клуба. На заседания Клуба стало приходить большое количество желающих как вступить в члены Клуба, так и стать постоянными его гостями.

Места для всех в трапезной Дома Ученых, где мы проводили свои заседания, уже не хватало. Пришлось переместить заседания в Большой зал. Поэтому, к сожалению, ушли чаепития, создававшие атмосферу теплоты, но повысилось чувство ответственности у выступающих (все-таки сцена, все-таки большое количество слушателей). Каждое заседание Клуба стало действительно настоящим импровизированным концертом.

Очень важным моментом в жизни Клуба была организация при Клубе литературной поэтической студии, в которую органично влилось поэтическое объединение "Третий цех", созданное Олегом Бондарем и Марком Ивановичем Богославским.

В Клубе возник некоторый перекос: не барды (музыканты), а поэты стали задавать тон на заседаниях Клуба, что всерьез обеспокоило авторов и исполнителей песен, которые стали убеждать меня в том, что мы несколько изменили курс (не в ту сторону!). Я не знал, что предпринять в этой ситуации, т.к. стихи большинства наших поэтов были для всех и для меня очень важными и желанными; даже любимцами публики были в основном поэты, а не барды. Сознаюсь сам, что моим любимцем в то время стал Виталий Ковальчук - необычайно талантливый поэт (с моей точки зрения), выступления которого я ждал каждый понедельник (т.е. на каждом заседании). Многие в то время стали говорить, что у нас клуб поэзии, а не песни, и что нужно искусственно выравнивать ситуацию (например, пусть 20 минут - поют барды, а 10 минут - выступают поэты и т.д.).

Я был в замешательстве, но на помощь ко мне пришел сам Господь Бог. Незаметно в Клубе появились Владимир Зачепа и Владимир Харченко. С их появлением крен в сторону поэзии постепенно исчез; более того, стихи, которые раньше читали наши поэты, Володей Зачепой были превращены в прекрасные песни, и гитара снова стала звучать чаще (как раньше); а самое главное - произошло органическое слияние музыки и поэзии, Клуб стал действительно Клубом песенной поэзии.

К сожалению, поэтический состав Клуба также понес серьезные потери: уехал  в Израиль Марк Иванович Богославский, заменивший его в качестве литературного руководителя поэтической студии "Третий цех" Иван Ютин также вскоре уехал туда же (так велика была его тяга к своему учителю!). Сейчас студией руководит один из любимых учеников Марка Ивановича - Олег Бондарь (будем надеяться, что он не последует примеру Ивана Ютина). Другими словами, к середине второй половины 90-х годов поэтический цех Клуба поредел, но, как всегда, в ситуацию вмешался всевышний, и в Клубе появились две сестры, две прекрасные поэтессы: Эмилия Песочина и Ирина Юрчук. Их стихи покорили всех наших композиторов, в особенности Владимира Зачепу. Появилось много песен на стихи Эмилии и Ирины. Авторский вечер этих двух поэтесс, прошедший в Большом зале Дома Ученых, был очень интересным и многогранным. Песни, исполненные Владимиром Зачепой и Николаем Воротняком на стихи Эмилии Песочиной и Ирины Юрчук, существенно украсили эту творческую встречу.

Самые добрые слова следует сказать о поэте Николае Манжосе. Сатирические миниатюры и портреты политических деятелей, а также лирические зарисовки, глубоко народные корни его поэзии сделали Николая любимцем Клуба.

Почти 10 лет уже длится дружба Клуба с известным харьковским актером и бардом Николаем Воротняком; эта дружба принесла много хороших плодов (достаточно вспомнить его совместную работу с О. Бедой и О. Бондарем). Наш Клуб с любовью относится к Николаю и, конечно, надеется на взаимность.

Эмилия Песочина и Ирина Юрчук уехали в Германию, но связи с Клубом они не потеряли: регулярно мы получаем по электронной почте их стихи и рассказы о жизни в Германии, продолжают появляться песни на стихи Эмилии и Ирины. Через год после отъезда сначала Эмилия, затем Ирина приезжали в Харьков, мы организовывали их авторские вечера в Клубе, на которых они читали свои последние произведения, а наши музыканты показывали им свои песни на их стихи.

Теперь о самом трагичном. Ушли из жизни Михаил Романович Дивинский и Сергей Петрович Шинкаренко. Уход Сергея был большим ударом для Клуба, ведь Сергей практически был музыкальным руководителем Клуба более 40 лет. Сейчас я могу точно сказать, что Сергей был гениальным композитором: его "Испанская сюита" (на стихи Ф. Гарсия Лорки), несомненно, является выдающимся музыкальным произведением, это сегодня признали профессиональные композиторы и музыканты нашего города (Валентина Шукайло, Дмитрий Бабич и другие).

Лично для меня уход Сергея был не просто ударом, а катастрофой, ощущение которой меня не покинуло до сих пор, оно прямо-таки парализует, угнетает, не дает жить. Но жить-то нужно, и ради Сергея тоже. Мы уже выпустили один компакт-диск с песнями Сережи, готовим второй; не за горами вечер памяти Сергея Шинкаренко, только к нему нужно серьезно подготовиться.

Где брать силы для работы, для жизни? Конечно, в семье, в чувствах самых близких людей, ну, и немаловажным для меня в этом смысле является Клуб песенной поэзии им. Ю. Визбора. Я люблю наш клуб, меня радуют успехи Миши Андриенко, шутки Олега Бондаря, патетика Валерия Болотова, я люблю песни Володи Зачепы, Владимира Лесного, я безумно люблю Виталия Ковальчука и Ирину Барабаш вместе со всеми её песнями. Спасибо вам, дорогие мои!

Нужно ли говорить о том, что в короткой записке о Клубе невозможно не потерять 90 % того, что хотел сказать. Я даже не успел назвать имена всех дорогих для меня людей, не успел перечислить всех тех, кого с нами уже нет. Но я обещаю написать подробную историю нашего Клуба, где никто не будет забыт, ничто не останется без внимания.

С низким поклоном - Михаил Босин.

 
Статья Президента Клуба им. Ю.Визбора
Михаила Евгеньевича Босина
из поэтического альманаха
"Время Визбора", Харьков, 2002 г.
(С разрешения автора)
Босин Михаил Евгеньевич
 
Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт