Слобожанская писанка

 

Писанка... Крошечное произведение искусства народного и предмет старинного языческого культа, который сохранился, дошёл до наших дней каким-то неимоверным чудом, промыслом Божиим!

 

  Рассматривая орнаменты на писанках Слобожанщины , мы словно читаем письмена своих пращуров, которые обращены... может быть, именно к нам?
 
     

Но, конечно, прочесть их сможет только тот, кому хорошо знакома азбука символов языческого мира. К сожалению, многое в понимании символики утрачено навсегда. Есть символы, присущие только Слобожанщине, есть и такие, которые единят её с Азией и Европой.

 

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Уже в конце XIX ст. многие ревнители украинской культуры проявили живой интерес к писанкарству, которое, безусловно, существовало на Слобожанщине с самых древних времён. Это случилось во время возрождення украинства, когда выдающиеся учёные, писатели, композиторы поняли, что необходимо собирать и охранять эти свидетельства материальной и духовной культуры своего народа, которые с развитием капитализма начали катастрофически быстро исчезать. Первая книжка о писанках была издана Пелагеей Литвиновой в 1878 году. Туда вошли писанки из Глухова и Чернигова. На следующий год появился в печати альбом, составленный Оленой Пчилкой. Это ещё не слобожанские писанки, но издание этих книг обусловило то внимание, которое обратили на писанку слобожанские учёные. Уже в 1891 году Николай Сумцов издал свою работу "Писанки". Для написания этой работы он исследовал и собрал остатки ещё сохранившихся писанок, либо заказал их тем мастерицам, которые в то время ещё были живы. Сумцовская коллекция является ныне сокровищем Харьковского исторического музея. Со временем несколько писанок Сумцов отослал для музея Е.М. Скаржинской, где их описал и издал в альбоме С.К. Кульжинский.

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Свою коллекцию Сумцов описал следующим образом:

"Моя коллекция писанок составилась из следующих:
Харьковская губ.
У. с. Островерховки - 5 (от г. Савинова)
Коротича - 4
Змиевского-1
Изюмского-1 (студ. Бобина)
Богодуховского г.Краснокутска -4 (студ. Бобина)
г.Купянск- 6 (П.В.Иванова)
Ахтьірского-17 малярских, 20 полумалярских, 14 простых купленьі на месте
Лебединского - 36 (от свящ. Дмитриева)."

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Таким образом, не менее  95 писанок Слобожанщины находилось в коллекции Николая Сумцова. Кроме того, в той же работе Сумцов упоминает и писанки Балаклеи, не внесённые в список:

"...трёхцветньіе, по красному фону белые и жёлтьіе рисунки, геометрический и растительный стиль, несколько крестовьіх с 4-конечным латинским крестом, один безконечник: четьіре белых параллельных линии по красному фону..."

Писанки коллекционировали и сами умели писать их почти все учёные-украиноведы, этнографы, фольклористы, литераторы, художники: Дмитрий Багалей, Гнат Хоткевич, Микола Самокиш, Сергей Васильковский, Илья Репин.

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

И.Е. Репин в своих воспоминаниях о детстве оставил нам великолепное свидетельство благоговейного отношення к писанкарству (хотя, если быть точными, описываемая им техника относится к малёванке, другой разновидности росписи яйца; если малёванка просто расписывалось красками, то писанка окуналась несколько раз в различные тёплые краски, после каждого окунания окрашенный слой защищался воском, а под конец яйцо очищалось от воска огнём свечи):

"... самым важным в моём искусстве было писание писанок к великодню. Я и теперь вспоминаю об зтом священнодействии с трепетом. Выбирались утиные или куриные яйца размером побольше. Делалось два прокола в свежем яйце - в остром и тупом конце, и сквозь зти маленькие дырочки терпеливым взбалтыванием выпускалась дочиста вся внутренность яйца. После зтого яйцо долго чистилось пемзой, особенно куриное; утиные по своей нежности и тонкости требовали мало чистки, но вычищенное куриное яйцо получало какую-то розовую прозрачность, и краска с тонкой кисточки приятно впитывалась в его сферическую поверхность. На одной стороне рисовалось воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами "Х.В." На другой можно было рисовать или сцену преображения, или цветы, - всё, что подходило к великодню.

По окончании зтой тончайшей миниатюры на яйце оно покрывалось спиртовим белейишм лаком; в дырочки продёргивался тонкий шнурок с кисточками и завязывался искусными руками..."

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Дело изучения писанок продолжалось и далее. В 1902 году, готовясь к проведению в Харькове XII археологического съезда, преподаватель Харьковского университета А.Ветухов исследовал эту проблему и результаты своего исследования изложил в статье "О писанках". Николай Сумцов также не оставлял тему писанок и описал их в своём фундаментальном труде "Слобожане", который вышел в 1918 году.

Из богатейшей Сумцовской коллекции научной достоверностью, к сожалению, обладают только те орнаменты, которые Н.Сумцов передал для коллекции музея Скаржинской и рисунки которых издал Кульжинский.

Анализ известных орнаментов из альбома Кульжинского показывает, что излюбленными элементами писанкарей Слобожанщины были солярные знаки ("звёзды", "рожи"), растительные орнаменты (преимущественно цветочные, и "листки" различной конфигурации), геометрические (использовались для разнообразных "поясков" для деления поверхности яйца). Есть даже орнамент "мотылёк".

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Среди солярных знаков доминирует "рожа", или "мальва", с 8 и 12 лепестками. Обращает внимание отсутствие других солярных знаков - свастик, ломаных крестов, геометрических узоров. Слобожанские писанкарки употребляли мотив "бесконечника", который воспринимался как оберег от нечистой силы. "Дорожка" применялась только в качестве разделителя поверхности яйца, в основном с точками, которые символизировали звёзды на небе, либо с элементом растительного орнамента - веточками хвоща. Дорожки образовывали на поверхности яйца квадраты либо треугольники (символ триединства бытия, означавший вначале Землю, Небо и Огонь, а затем - Троицу). Характерно и то, что крест, как мотив, на слобожанских писанках почти не встречается, что свидетельствует об их древнейшем происхождении.

Самый излюбленный из слобожанских орнаментов - растительный. Именно в нём можно увидеть всё богатство человеческой фантазии - отпечаток земледельческого и садоводческого бытия народа, который населял этот уголок Украины. Все растительные орнаменты не имеют определённых ботанических признаков, кроме мотивов "листва дуба" и "сосна". Мотив растительнного орнамента "трилистник" встречается в весьма разнообразных стилизованых формах.

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Другие мотивы только названием указывают на желание осмыслить "абстрактную геометричную форму как реальный предмет" (Народна творчість та етнографія.- 1990.-№2.-С.70).

Цветочный мотив более всего используется в слобожанской писанке. Цветы также не имеют явных ботанических признаков и состоят из треугольников, ромбов, сердечек, крючочков. Наиболее часты цветки с  7 либо 8 лепестками.

Характерным является и использование цветов: в ходу чёрный, жёлтый, оливковый, коричневый, зелёный - то есть цвета земледелия. Только 3 писанки  имеют красный, жёлтый и зелёный цвета (из села Островерховки).

Существенным признаком слобожанских писанок является разделение площади яйца на три части - либо параллельными линиями вдоль окружности, либо деление прямыми линиями, которые образуют "корзиночку". Почти всегда разделителем служит "поясок" с маленьким орнаментом - точками, звёздочками, хвощиком.

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

Слобожанские писанки вошли в альбомы Эраста Биняшевского, Софийки Зелик, Зенона Элиева, Одарки Онищук (Канада). Альбом Элиева включил писанки отчасти модернизованные, современные. А вот книга Одарки Онищук "Символика украинской писанки", изданная ещё в 1985 году, включает несколько писанок Слободской Украины, наряду с их описанием и размышлениями писанкарки о слободских орнаментах. Этот раздел был издан также в журнале "Писанка", который на протяжении двух лет печатал материалы Первого съезда писанкарей. К сожалению, Харьковщина не принимала в нём участия.

Среди регионов Украины свой отдельный альбом писанок имеет только Черкащина. Его составили известный этнограф Вадим Мыцык и художник Олесь Фисун, опираясь на коллекцию Д.Щербаковского и бытующие писанки Черкащины, в частности, на коллекцию писанкарки Ялинки Ратушняк. Но и Харьковщина, разумеется, должна иметь такой альбом, далеко ведь не все регионы располагают таким сокровищем, как сумцовская коллекция.

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

К сожалению, время не щадит такое хрупкое произведение, как писанка: со временем она просто может рассыпаться. Да и любые просчёты и небрежности наносят урон драгоценному наследию...   Остатки коллекции Сумцова, хранящиеся в Харьковском историческом музее, были перепутаны с другой коллекцией, поэтому  писанки, из которых она состоит, нужно тщательно изучить для того, чтобы определить их слобожанское происхождение. Более трёхсот уцелевших писанок необходимо описать, проанализировать. Огромную работу в этом направлении провели сотрудница музея С.Бахтина, составившая научное описание этих писанок, и художник В.Титинюк, которая зарисовала их. А затем в музей пришла член Харьковского клуба писанкарства Наташа Олейник (теперь - Кравченко)  и с великими трудом и любовью переписала сумцовскую коллекцию заново. Ныне стараниями клуба ведётся поиск спонсоров по изданию каталога сумцовской коллекции. Так что крепнет надежда, что альбом слобожанских писанок всё-таки будет издан.

 

Натальья Олейник с оригиналом и копией писанки из коллекции Сумцова.

Слобожанская писанка - неисчерпаемый источник изучения символики нашего края. Интересно, что именно харьковским учёным было расшифровано древнее узелковое письмо индейцев майя. Когда-то кем-то из харьковчан, может быть, будут уточнены и символические послания на писанке - эти молитвы наших предков, обращённые к Богам Вселенной. А пока  вслушаемся в музыку слов Одарки Онищук: "Харьковщина дала нам писанку нежности и покоя..."

Харьковский исторический музей. Сумцовская коллекция. Слобожанская писанка

 

  Литература:  
  1.ЛИТВИН0ВА П. Южнорусский орнамент: [Альбом вншивок, тканей, писанок] .- К., 1878. Другий випуск цього видання був здійснений в Харкові. Дано 24 писанки з Глухова і Чернігова.  
2. СУМЦОВ Н.Ф. Писанки.-К.: Тип. Г.Г.Корчак-Новицкого, 1891.- 49 С- ( Из ред. Журн. "Киев. Старина"). В т.ч. слобожанская писанка.
3. КУЛЬЖИНСКИЙ С.К. Описание коллекции народних писанок.-Вьш.і.: С альбомом из 33 хромалитогр. И 12 черн. Табл; Всего 2219 рис/ Сост. С.К.Кульжинский, действ. Член имп. Рус. Геогр. Об-ва.- М.. 1899.- Лубенский Е.Н. Скаржинской зтногр. Отдел. В т. ч. Слобожанские писанки.
4. ВЕТУХОВ А.В. О писанках: Доклад // ТРУДЬІ Харьковской предварительной комиссии по устройству ХП археологического сьезда.- X., [1902].- С.431-433.
5. СУМЦОВ М.Ф. Слобожане: Істор.-етногр. розвідка .-X.: Союз,1918.- С.107-109. В т. ч. писанки: сорококлинці, сосна, грабельки, квітка.
6. [ПИСАНКИ]// Природа и население Слободской Украиньї: Харьков. губ.: Пособие по родиноведению.- Х.,1918.- С.278.
7. ТАРАНУШЕНКО С. Українські писанки як пам'ятки народного малярства // Праці науково-дослідної кафедри.- Вип.З.- Х.Д929.-С.449-457.
8. ТАРАНУШЕНКО С. Мистецтво Слобожанщини.-[Х.]., 1929.
9. РЕПИН И.Е. [Воспоминания о росписи писанок к Великодню в Чугуєве]// Репин И.Е. Далекое - близкое.-М.,1961.- С.71.
10. ОНИЩУК О. Писанки Харківщини // Онищук О. Символіка української писанки.-Торонто, 1985.-С.35.
11. [ПИСАНКИ Харківщини]: 3 альбома Е.Біняшевського]// Христос воскрес! З святом Велико дня.-К., 1991.
12. [ПИСАНКИ Харківщини]// ЗЕЛИК С. Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я: Альбом укр. писанок.- К., 1992.
13. ГАНЖА П., ШУТАК М. Маленьке диво - писанка: [Про відродження мистецтва писанки]//Слобід, край.- 1993.- 13 квіт.
14. ЛІГОСТАЄВА С. Замість полотна - яєчна шкаралупа: [Писанки в Харкові]// Слобід, край.-1993.- 29 лип.- С.З.
15. ЕЛИЇВ 3. Двадцять кіп писанок : Великий альбом українських писанок.-Рочестер,Нью-Йорк, МСМХС1У[1994].-31 с, [75 кольор. табл.]., в т.ч. харківські писанки.
16. ЛИГОСТАЕВА С. Старинные ремёсла возрождают дети: [ О работе кружков нар. творчества Центра дет. и юнош. творчества Червонозавод. р-на Харькова, в частн. - Клуба писанкарей]// Слобода.- 1994.- №16.- С.7.
17. ВОЛОШИНА Н. Оживают игрушки: [Игрушки из яиц харьков. художницьі Т.Хомяк в биб-ке им. Короленко]// Панорама.- 1994.- №31.
18. КАРТИНЬІ на яичной скорлупе: [Выставка писанок в биб-ке им.Короленко]// Веч. Харьков.-1994.-30 апреля.
19. ПИЛЮГИНА Н. Писанка для дочери: [Выставка в Доме нар. творчества]// Веч. Харьков.-1994.-14 мая.
20. ВОРОБЬЕВА С. Украинская писанка в Украине: [Выст. Писанок "Вікно в дивосвіт" в отделе украиники ХГНБК]// Слобода.- 1995.- 22 апр.- С.6.
21. ТІТІНКЖ В.Ю. Українська традиційна писанка: її історія та дослідники. Слобожанська писанка// Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії: 50-та наук. Конференція,24-25 квітня 1996 р.-Х.: ХДУД996.- СІ 14. В т.ч. про М.Сумцова.
22. ЛОГАЧЕВА Р. Писанка не простая - золотая: [Виставка работ Харьковского клуба писанкарей в библиотеке им. Короленко]// Веч. Харьков.-1996.- 19 марта.
23. ПРАДАВНІ українські звичаї: [Про великодні писанки і харків.школу нар. мистецтва "Берегиня"]// Районні вісті (Ленін, р-н).-1996.- 23 квітня.-С.1,4.
24. ІКОЛ І. Символіка та знакова функція української писанки// Матеріали науково-методичної конференції професорсько-викладацького складу та аспірантів інституту за підсуиками науково-творчої роботи за 1996 рік/ Харків, худ.-пром. Ін-т,- Х.,1997.- СІ8-20.

Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт