Первая композиция

Фигуры первой композиции :

Умирающий гайдамак

Умирающий гайдамак

Гайдамак с косой

Гайдамак с косой

Рвущий путы

Рвущий путы

Первая композиция
Первая композиция
 
  За Катериной следует фигура умирающего гайдамака. Но внимание зрителя прежде всего приковывает образ повстанца с косой. (Для этого образа позировал А.И.Сердюк). Он изображен в грозной, полной решимости позе, словно готовится к смертельной схватке. Любуешься его красивой головой, статной атлетической фигурой, подчеркнутой свободно падающими складками одежды. Решительность позы усиливается выражением прекрасного в гневе лица. Сильные руки повстанца крепко стискивают косу. Гайдамак с косой близок образу молодого Яремы из поэмы Т.Г.Шевченко "Гайдамаки" - участника народно-освободительного антифеодального движения, известного в истории под названием Колиивщина, жестоко подавленного царскими войсками.  
  
  Живые страницы героической истории, пламенные слова поэмы Т.Г.Шевченко, блестящие актеры-натурщики помогли скульптору вдохнуть в бронзу огонь жизни и во время работы над образом умирающего гайдамака. Напряженная экспрессия образа в трактовке народного артиста СССР А.М.Бучмы нашла яркое пластическое воплощение у М.Г.Манизера. А.М.Бучма вспоминал, что позировать было тяжело: приходилось застывать в одном напряженном положении и выдерживать его на протяжении восьми, а то и двенадцати часов. Но работалось с огромным энтузиазмом и вдохновением. Стоять рядом с великим поэтом как скульптурное воплощение его героя - это великая честь! "За весь мой долгий творческий путь,- рассказывал артист,- такую работу мне приходилось выполнять впервые. Работа так меня захватила, что я не ощущал физического утомления. Я напрягал все усилия для лучшего отображения в фигуре идеи автора памятника... Сейчас мы имеем возможность видеть, с каким изяществом талантливый Манизер воплотил в бронзе незабываемых героев Шевченко".
Скульптура лежащего гайдамака раскрывает трагедию крестьянских восстаний. Остановите взгляд на жестах рук, напряженной мускулатуре раненого. Ни актер, ни скульптор не пожалели пластических красок. Опираясь на локоть, гайдамак будто пытается приподняться - только б не упасть ниц. Всмотритесь в лицо умирающего. Человек смертельно ранен, но еще бьется сердце, работает мысль. Полны жизни каждая черта, каждый мускул лица, искаженного физической болью. Всем телом гайдамак подался вперед, за теми, кто еще держит в руках оружие. Такие люди не стонут, даже если рана смертельна. Они умирают несломленными. В композиции этой группы статуй особенно ярко проявилось высокое профессиональное мастерство скульптора, который сумел расположить фигуры так, что каждая из них имеет максимальное освещение.    
  
Сюжетно и композиционно объединена с двумя предыдущими фигурами скульптура "Рвущий путы". Актер огромного внутреннего темперамента А.И.Сердюк, который позировал для этой фигуры, решил образ с присущим ему лаконизмом, помогая скульптору воплотить его в бронзе. Мужественное лицо повстанца с чуть затаенной скорбью, спрятанной  в уголках рта, выражает сосредоточенное упорство - он пытается разорвать путы. Выразительна пластика всей фигуры: нет сомнения - человек разогнется, голова гордо вскинется, путы непременно будут  разорваны... 
Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт