СЛОБОЖАНСКАЯ СВЯТЫНЯ

  
Икона Озерянской Божьей Матери
 
 
 
  Озерянская икона Божией Матери, явленная в XVII веке, почитается как духовная покровительница и заступница нашего города и всей Слобожанщины. В честь чудотворного образа в старину, неподалеку от Мерефы, была основана Озерянская пустынь (монастырь). В Харькове поныне действуют Свято-Озерянские церкви — на территории Покровского монастыря и на Холодной Горе. В апреле 1980 года в Благовещенском кафедральном соборе освящен придел в честь Озерянской иконы Божией Матери.
   
    
Озеряна — село, известное далеко за пределами нашего края. Неподалёку от него была обретена чудотворная икона, ставшая главной святыней Слобожанщины. На месте чудесного явления лика Богородицы из-под земли заструился чистый родник. О явлении чудотворного образа существует немало преданий. Одно из них гласит: благочестивый муж веси Озерянской косил траву в пойме здешней речушки. Внезапно его острая коса рассекла пополам икону, оказавшуюся в густой траве. Это был образ Богородицы, державшей младенца Христа.

Косарь, сокрушаясь о грехе, который он невольно совершил, слёзно просил Всевышнего простить его. Утром следующего дня он вновь пришёл на место рассечения святой иконы и «сращенну Сию обряща, знамение велие в сем уразуме, о нем же иерею Феодору поведа, людям же веси Озерянския о чудесе велии возвести».

Цитированный текст почерпнут из «Акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице явления ради чудныя Ея иконы Озерянские». Церковнославянский язык, донесший до нас сведения об Озерянскои иконе, понятен. Куда труднее нам, пережившим времена воинствующего атеизма и гонений на Церковь, понять и поверить в то, что никогда не ставили под сомнение наши православные предки. Для них явление иконы Божией Матери было знамением небесного заступничества, Божьей благости.

И умилялся, согласно тому же преданию, иерей Феодор, видя Лика Пречистого благословение, покров и благодатное украшение нашей земли. Иерей раздал бедным своё имущество и вместе с пустыннолюбцем Севастианом воздвиг в пределах Озерянских святую обитель, а «себя же в жертву живую» принёс — постригся в монахи. Сила особой благодати исходила от чудотворной иконы на месте её явления — «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, обильно подавашеся». Сохранилось немало свидетельств того, как, благодаря Озерянской иконе, излечивались физические недуги и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний.

Широко известен случай из биографии родоначальника украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И свершилось великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно пелена, сползла слепота. Поначалу он различал контуры предметов, а потом увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря.

В книге «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году, приводится немало других примеров чудесных исцелений. Исцелился житель Чугуева, имевший усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин села Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона избавились, как и Григорий Квитка, от слепоты.

Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Её непрестанно носили по домам харьковчан, лавкам, улицам, площадям. И повсюду служили молебны. В книге «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской» читаем: «В это время всеобщего страха и уныния, где являлась чудотворная икона Богоматери в дом, все там точно оживали, ободрялись, спешили к ней приложиться. Прикладывались не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, ибо видели от нея силу, оживляющую и исцеляющую. И молитва верующих была услышана...» Холера отступила, а горожане еще больше уверовали в благодать Озерянского образа Богоматери.

На пожертвования жителей города в конце XIX века на территории Покровского монастыря была возведена Озерянская церковь. Её строительство обошлось в 196 тыс. руб. В Озерянской церкви, освященной 21 ноября 1896 года, с тех пор находилась чудотворная икона во время принесения ее на зиму из Куряжской обители.

Ещё одна Озерянская церковь была воздвигнута на Холодной Горе. Строительство этого храма было начато в 1892 году на земле, пожертвованной крестьянами Харьковской волости. Ранее здесь находился их общественный амбар. Строительство обошлось в 150 тыс. руб. Средства собирал священник В. Пономарёв среди московского купечества, но немалую сумму пожертвовали и харьковчане. В 1901 году трёхпрестольная (главный престол в честь Озерянской иконы Богоматери, остальные два - св. князя Владимира и св. Амвросия Медиоланского) была освящена. Во время крестных ходов отсюда, с вершины Холодной Горы, харьковские архиереи благословляли чудотворной иконой наш город.

Первое перенесение Озерянской иконы Божией Матери крестным ходом из Куряжского монастыря в Покровский, находящийся в центре Харькова, состоялось 30 сентября 1844 года. Это был канун престольного праздника Свято-Покровского монастыря. Святыню встречал весь город. А 22 апреля 1845 г. чудотворную икону перенесли обратно в Куряж. Газета «Южный край» писала, что в такие дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители стар и млад спешат провожать или встречать «Матушку, Царицу Небесную, чудотворную ея икону Озерянскую».

В 1862 году было разрешено ежегодно привозить в «приличном экипаже» чудотворную икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а оттуда крестным ходом переносить её в Озеряну. Озерянская пустынь была упразднена ещё при князе Потёмкине, поэтому чудотворная икона во время пребывания в Озеряне находилась в тамошнем Предтеченском храме. Он был уничтожен уже в советское время. Единственное, что напоминало здесь о чудотворном образе — родник, бьющий на месте явления иконы. Саму же Озерянскую икону Богоматери воиствующие атеисты, стоявшие у власти, уничтожили в 30-е годы прошлого века. Остались лишь списки с неё. Самые давние и чтимые из них находятся в Благовещенском кафедральном соборе, в Холодногорском храме и в возрождаемой Оэерянской обители. Храму-часовне в Озеряне чтимый образ передал в дар ныне покойный отец Николай Бараненко, многие годы бывший настоятелем церкви на Холодной Горе.

Сквозь траву забвения пробиваются ростки Веры, Надежды, Любви. Вновь расчищен святой источник, увенчанный деревянным шатром. Рядом — небольшой, по-домашнему уютный храм-часовня. Каждую субботу, а также по великим и престольным праздникам совершается здесь богослужение и освящение воды. И настоятель храма молитвенно провозглашает: «Возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».

В планах настоятеля, игумена Никодима, — восстановление Предтеченского храма, а со временем и всего монастыря. Единомышленников и помощников у него  немало. Начинания по возрождению святыни поддерживают харьковские предприниматели, благотворительный фонд «АВЭК», местное руководство.

Сотни паломников приезжают в Озеряну, среди них немало молодежи. И звучит над весями озерянскими молитва:«Радуйся, благословенная в женах Богородица, светом любви Христовой нас озаряющая».

 

По материалам статьи Владимира ВВЕДЕНСКОГО, газета "Время", март 2002.

Rambler's Top100
Home Добро пожаловать | Городские власти | Путешествие по Харькову | Что,Где,Когда
Общая информация | Харьковский регион | Путешествие по сайту | Интернет

Украинская баннерная сеть

META - украинская поисковая система TopList Rambler's Top100

Использование текстов и изображений разрешается только со ссылкой на сайт